Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка» Принято педагогическим советом МАДОУ «Детский сад №4» Протокол № 1 от «31» августа 2023г. Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Детский сад №4» Приказ №248/01-18 от «31» августа 2023г. Согласовано на общем родительском собрании МАДОУ «Детский сад №4» Протокол №1 Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Шкатулка радужных идей» Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 1 год Автор - составитель: Пушкарева Мария Сергеевна, педагог дополнительного образования МАДОУ №4 «Искорка» Реж 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ № 1. 1.1. 1.2. 1.3. 2. 3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. 4. 4.1 4.2. 4.3. 4.4. 4.5. 4.6. 5. Наименование разделов Страницы Введение Пояснительная записка Нормативно-правовая база Цели и задачи Программы Планируемые результаты освоения Программы Учебный план Содержание учебного плана Содержание образовательной деятельности, описание вариативных форм, способов, методов и средств по реализации Программы Содержание работы с детьми Взаимодействие взрослых с детьми Способы поддержки детской инициативы Взаимодействие педагога с семьями воспитанников Коррекционно-развивающая работа Условия реализации Программы Планирование образовательной деятельности Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Организация развивающей предметно-пространственной среды Кадровые условия Материально-техническое обеспечение Финансовые условия реализации Программы Дополнительный раздел Краткая презентация Программы Список используемой литературы 3 4 6 6 8 8 11 11 2 12 13 14 15 16 16 16 17 17 18 18 20 20 21 Введение Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Шкатулка радужных идей» (далее Программа) дает детям возможность созидательно работать с разнообразными материалами, творчески проявлять себя при создании различных поделок. Программа способствует приобщению воспитанников к различным отраслям творческой деятельности, развитию художественного восприятия, дает дошкольникам представления о свойствах и назначении различных материалов, способствует закреплению полезных и интересных увлечений, побуждает готовность трудиться и приобретать новые умения, подготавливает детей к обучению в школе. 3 1. Пояснительная записка Программа имеет художественную направленность и нацелена на обучение различным направлениям декоративно-прикладного искусства, развитие полезных трудовых привычек и навыков. Она учитывает интересы и индивидуальные особенности детей, способствует развитию художественной культуры, стремлению ребенка к наиболее полному выявлению и развитию личностных способностей через создание творческих работ и формированию нестандартного, проектного мышления. Программа обладает практической значимостью, поскольку на основе полученных умений и навыков воспитанники разовьют способность к проектированию и моделированию предметов и аксессуаров. Новизна Программы состоит в том, что в ходе обучения дети не только расширят потенциал мелкой моторики, но и разовьют изобретательские способности. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), обучение ведется на русском языке. Количество учебных часов - 34 (1 час в неделю). Длительность занятия – 30 мин. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, при этом практическая часть доминирует, теория - 6 ч, практика - 28 ч. Длительность обучения – 1 учебный год. Форма обучения – очная. Организационные формы работы на занятиях определяются педагогом в соответствие с поставленными целями и задачами, учетом первоначального уровня знаний и умений детей. На занятии могут быть использованы формы работы: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки качества: - диагностика художественно-творческого развития ребенка, используемая как профессиональный инструмент педагога с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей работы с детьми по Программе; - выставки детских работ внутри детского сада; - участие в выставках различного уровня вне детского сада. Диагностика художественно-творческого развития Диагностика творческого роста ребенка включает: предъявление ребенку художественной задачи для творческого развития; изучение 4 процесса рождения у ребенка художественного решения, а не конечного результата. Диагностика художественно-творческого развития ребенка происходит в процессе наблюдения за деятельностью ребенка с целью выявления наличия следующих показателей: Высокий уровень: Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству; Увлеченно и самостоятельно занимается художественно-творческой деятельностью; Нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности замысла, открытия своих возможностей; Замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном, бытовом, социальном), пытается внести красоту и гармонию в окружающий мир. Средний уровень: Ребенок проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству; Замечает красивое в окружающем мире; Охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но неохотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительновыразительных средств; Замысел и результат деятельности не всегда оригинальны. Низкий уровень: Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь при участии и поддержке взрослого или сверстников; Не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительновыразительных средств; Не высказывает заметного интереса к искусству. Итоги реализации Программы подводятся посредством организации участия детей в выставках. Выставки детских работ внутри детского сада Два раза в год организуются выставки детских творческих работ внутри детского сада. Участие в выставках различного уровня Детям, проявляющим устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству, предлагается участие в городских, областных и всероссийских выставках. 5 1.1. Нормативно-правовая база Программа разработана в соответствии с: 1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; 2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №196 от 09.11.2018; 3. Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» №1726-р от 04.09.2014; 4. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». СП 2.4.3648-20» № 28 от 28.09.2020; 5. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) №09-3242 от 18.11.2015; 6. Приказом Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 25.08.2023 № 963 - Д 7. Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка». 1.2. Цели и задачи Программы Цель программы – формирование творческих способностей и коммуникативных навыков воспитанников через ознакомление с различными направлениями декоративно-прикладного искусства и освоение технологий обработки различных материалов. Образовательные задачи 1. Познакомить детей с направлениями декоративно-прикладного искусства: декупаж, квиллинг, ошибана. 2. Учить рационально организовывать рабочее пространство. 3. Научить работать с разнообразным материалом. Развивающие задачи 1. Развивать пространственное мышление. 2. Развивать проектное, нестандартное мышление через познавательную, поисковую, творческую деятельность. 6 3. Способствовать развитию самостоятельности и аккуратности. 4. Развивать проектное, нестандартное мышление через познавательную, поисковую, творческую деятельность. Воспитательные задачи 1. Воспитывать чувство самоуважения за выполненную работу, бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до конца. 2. Побуждать воспитанников к творческой деятельности, содействовать их созидательным порывам. Программа строится на следующих принципах. Принцип доступности заключается в необходимости соответствия содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей, уровню их развития. Принцип наглядности означает привлечение в образовательный процесс различных наглядных средств с целью усвоения воспитанниками знаний и формирования у них различных умений и навыков. Принцип усложнения предполагает построение определенной системы и последовательности процесса обучения в определенном порядке, когда каждый новый учебный материал логически связывается с другими, при этом постепенно усложняется, то есть переходит от известного к неизвестному, от простого к сложному. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики Дети 5-7 лет уже способны передавать образы окружающего мира в изобразительной деятельности. Дети способны анализировать основные детали предметов, определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Различные поделки становятся пропорциональными и симметричными. Дети достаточно свободно и правильно подбирают необходимый материал, стараются как можно точнее и последовательнее выполнять работу. В этом возрасте дети могут самостоятельно придумывать собственные целостные композиции по предварительному замыслу. В дошкольном возрасте овладение движениями с мелкими предметами благотворно влияет на работу определенных областей головного мозга. Поэтому приобщение к декоративно-прикладному искусству имеет немаловажное значение для развития будущих первоклассников. 1.3. Планируемые результаты освоения программы В результате освоения всех тем Программы дети научатся: 7 - проектировать и создавать предметы из различных материалов для дизайнерского оформления дома; -декорировать изделия ведущими приемами и средствами декоративноприкладного искусства; -практично и экономно использовать материал; -сохранять порядок во время самостоятельной работы; -следовать правилам техники безопасности при работе; -организовывать экспозиции готовых изделий. декабрь январь февраль март апрель май 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 1 30мин 3 90 мин. 5 150 мин. 4 120 мин. 3 90 мин. 3 90 мин. 4 120 мин. 4 120 мин. 5 150 мин. 3 90 мин. * * * * * ИТОГО в год Ноябрь Кол-во и продолжительность занятий в неделю (месяц) Открытые занятия для родителей Выставка детского творчества Октябрь месяц сентябрь 2.Учебный план 34 1020 мин. 3 * 3 * 1 Диагностика Учебно-тематическое планирование Тема Цель Модуль «Ошибана» 2ч теория, 10 ч практика 2-я неделя сентября Дать детям представление об истории зарождения Занятие1 и развития техники «ошибана» «История возникновения техники «ошибана» 3-я неделя сентября Способствовать формированию у детей Занятие2 представлений о материалах, используемых в «Правила заготовки материалов и их технике «ошибана» хранение» 4-я неделя сентября Формировать умение детей создавать фигурки Занятие 3 человечков из материалов, используемых в «Веселые человечки» технике «ошибана» 1-я неделя октября Познакомить детей с вариантами создания образа Занятие 4 бабочки при помощи растительного материала. «Танец бабочек» 2-я неделя октября Продолжать формировать представления детей о 8 Занятие 5 «Птица счастья» (набросок) 3-я неделя октября Занятие 6 «Птица счастья» (доработка) 4-я неделя октября Занятие 7 «Ваза с цветами» (набросок) 5-я неделя октября Занятие 8 «Ваза с цветами» (доработка) 1-я неделя ноября Занятие 9 «Березка» 2-я неделя ноября Занятие 10 «Поздравительная открытка» 3-я неделя ноября Занятие 11 «Цветочные фантазии» (набросок) 4-я неделя ноября Занятие 12 «Цветочные фантазии» (доработка) строении птиц. Научить по образцу и самостоятельно создавать образ птицы из растительного материала. Учить детей делать набросок вазы с цветами простым карандашом. Учить детей изображать вазу с цветами, используя растительный материал. Учить детей выполнять аппликацию в технике «ошибана» по заданной теме. Учить детей изготавливать поздравительную открытку в технике «ошибана», проявляя творческий подход при выборе цветового колорита и композиции. Учить детей составлять цветочные композиции на предметах различной формы, используя технику «ошибана». Продолжать учить детей выполнять аппликацию в технике «ошибана» по заданной теме. Продолжать формировать умение соблюдать последовательность в работе при создании запланированного образа. Открытое занятие с участие родителей Выставка детского творчества Модуль «Квиллинг» 2ч. теория, 11ч. практика 1-я неделя декабря Познакомить детей с историей возникновения Занятие 13 квиллинга. «История возникновения квиллинга» 2-я неделя декабря Способствовать формированию у детей Занятие 14 представлений о квиллинге. «Материалы, используемые в квиллинге» 3-я неделя декабря Учить детей изготавливать основные элементы Занятие 15 квиллинга. «Изготовление основных элементов квиллинга» 2-я неделя января Занятие 16 «Изготовление основных элементов квиллинга для снежинок» 3-я неделя января Занятие 17 Формировать умение составлять композиции из элементов квиллинга. Обучить детей простейшим приемам создания поделок в технике квиллинга. 9 «Снежинки» Открытое занятие 4-я неделя января Занятие 18 «Изготовление основных элементов для поделки «Елочка» 1-я неделя февраля Занятие 19 «Елочка» 2-я неделя февраля Занятие 20 «Изготовление основных элементов квиллинга для создания зимней композиции» 3-я неделя февраля Занятие 21 «Зимняя композиция» 4-я неделя февраля Занятие 22 «Изготовление основных элементов квиллинга для открытки» 1-я неделя марта Занятие 23 «Поздравительная открытка» Формировать у детей умение передавать образ елки, ее характерные особенности, используя элементы квиллинга. Продолжать формировать у детей умение передавать образ елки, ее характерные особенности, используя элементы квиллинга. Формировать у детей умение передавать образ зимы, используя элементы квиллинга. Учить детей составлять композицию из элементов квиллинга в круге, используя холодную цветовую гамму. Формировать умение детей изготавливать поздравительные открытки, используя элементы квиллинга. Продолжать формировать умение детей изготавливать поздравительные открытки, используя элементы квиллинга. 2-я неделя марта Учить изготавливать элементы квиллинга для Занятие 24 поделки «Солнышко». «Изготовление основных элементов для поделки «Солнышко» 3-я неделя марта Формировать умение изготавливать солнышко из Занятие 25 элементов квиллинга, передавая его форму. «Солнышко» Открытое занятие с участием родителей Выставка детского творчества Модуль «Декупаж» 2 ч. теория, 7ч. практика 4-я неделя марта Познакомить детей с направлением декоративно – Занятие 26 прикладного искусства - декупажем. «История возникновения декупажа» 1-я неделя апреля Вызвать у детей эмоциональный отклик и интерес Занятие 27 к декупажу. «Материалы и декоративные эффекты, используемые в декупаже» 2-я неделя апреля Осваивать основные приемы декупажа. Занятие 28 «Основные приемы декупажа» 3-я неделя апреля Осваивать основные приемы декупажа при Занятие 29 декорировании предметов круглой формы. «Декупаж тарелочек» 10 4-я неделя апреля Формировать навыки и умения воспитанников при Занятие 30 работе в технике декупажа. «Декупаж пластиковых стаканчиков» 5-я неделя апреля Учить детей декорированию предметов Занятие 31 прямоугольной формы в технике декупажа. «Декупаж свечей» Открытое занятие с участием родителей 1-я неделя мая Познакомить детей с техникой выполнения Занятие 32 коробочки из картона. «Изготовление шкатулки» 2-я неделя мая Закрепить приемы декорирования предметов в Занятие 33 технике «декупаж». «Оформление шкатулки в технике «декупаж» 3-я неделя мая Способствовать осмыслению детьми полученных Занятие 34 навыков. «Праздник юных волшебников» Диагностика Выставка детского творчества 3. Содержание учебного плана 3.1. Содержание образовательной деятельности Основными направлениями Программы являются: Ошибана – искусство создания картин из высушенных растений. Прессованная флористика – очень увлекательное и полезное занятие. Составление картин из засушенных растительных материалов помогает достичь душевного равновесия, обрести уверенность в себе, научиться постигать гармонию и мудрость Природы. Квиллинг – альтернативные названия этого направления декоративноприкладного искусства – бумагокручение и бумажная филигрань. Первыми создателями украшений в этой технике были монахи. Именно они делали очень красивые медальоны, закручивая позолоченную бумагу на кончиках птичьих перьев. Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к предмету и дальнейшем покрытии полученной композиции лаком для сохранности, договечности и особенности визуального эффекта. Структура занятия 1. Вводная часть 11 Первые 2 минуты занятия отводятся на создание проблемной ситуации, стимулирующей активность детей к поиску ее решения, обустройство рабочего места воспитанников. 2. Основная часть Теоретический этап занятия составляет 5 минут и состоит из описания исторических сведений по планируемой теме занятия; изложения практического задания; пояснения новых, малоизвестных детям терминов; демонстрация ключевых и последовательных приемов воплощения прикладной деятельности; изложение правил безопасного поведения во время работы. Практический этап занимает 20 минут и включает воплощение на практике изученного материала и укрепление раннего мастерства, умений и навыков; динамическую паузу. 3. Заключительная часть занимает 3 минуты и охватывает раскрытие итоговой работы каждого ребенка; выявление потребности в следующей деятельности. 3.2. Содержание работы с детьми Направления декоративноТеоретическая часть прикладного искусства Ошибана История возникновения техники ошибана. Общие сведения об используемых материалах и инструментах. Освоение правил заготовки материалов и их хранения для создания изделий в технике «ошибана». Квиллинг История возникновения техники квиллинга. Общие сведения об используемых материалах и инструментах. Знакомство с техникой выполнения основных элементовквиллинга и их названиями. Правила техники безопас12 Практическая часть Заготовка растительного материала. Изготовление поделок в технике «ошибана». Изготовление основных элементов квиллинга. Составление композиций из элементов квиллинга. Изготовление плоскостных и объемных поделок в технике квиллинга. Декупаж ности и организации рабочего места. История возникновения техники «декупаж». Общие сведения об используемых материалах и инструментах. Декоративные эффекты техники: потертость, кракелюр, патинирование, оттенение, тонирование, поталь. Использование в повседневной жизни предметов, декорированных в технике декупажа. Основные приемы техники декупажа. Правила техники безопасности и организации рабочего места. Декорирование предметов разной формы в технике «декупаж» 3.3. Взаимодействие взрослых с детьми. Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских отношений является равноправное относительно ребенка включение взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный партнер. Педагог при организации различных видов детской деятельности: – организует различные модели сотрудничества детей; – организует работу в парах, в микро-группах; – использует разные способы объединения детей в пары и группы; – демонстрирует реплики делового общения. Модели сотрудничества: 13 Совместно - индивидуальная: после принятия общей цели в паре или микро-группе каждый ребенок индивидуально выполняет свою работу, которая на завершающем этапе становиться частью общей итоговой работы. Совместно - последовательная: предполагает не только принятие общей цели, но и последовательное выполнение действий её участниками: результат – действия одного участника становятся предметом деятельности другого («производственный конвейер»). Совместно-взаимодействующая: предполагает наличие опыта совместной работы и одновременно отрывает новые возможности в освоении умений планировать, координировать и оценивать как промежуточный, так и итоговый результат. Особая структура взаимодействия на основе технологии сотрудничества: 1. Предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?» 2. Поиск способов решения проблемы. Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться, и роль воспитателя: – помочь выделить различные точки зрения и зафиксировать их (т.е. устно или символично обозначить все точки зрения) – регулировать эмоциональный настрой детей, вводя новые или напоминая правила дискуссии; – если точек зрения нет, предложить свою (возможно и неверную). Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав» 3. Определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи: - работа в парах, в которой дошкольники осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т.е. разделение материала по какому либо признаку) или по роли (т.е. разделение функций). - деятельность в микро-группах совместно действующих детей. Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы. 14 4. Непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно у доски, на отдельном материале. 5. Организация контроля и оценки предполагает действия контроля и оценки. Взаимопроверка и взаимооценка осуществляется при работе детей группами, парами, самостоятельно. Анализу подвергается каждая операция и способ её выполнения. 3.4. Способы поддержки детской инициативы Приоритетная сфера инициативы ребенка 5-7 лет – внеситуативно-личностное общение. Деятельность педагога по поддержке детской инициативы: Создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: – выражать радость при встрече; – использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку; – проявлять деликатность и тактичность. Уважать индивидуальные вкусы и привычки детей. Поощрять желание создавать что-либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу). Создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей. При необходимости помогать детям в решении проблем организации игры. Создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой или познавательной деятельности детей по интересам. 3.5. Взаимодействие педагога с семьями воспитанников Целью взаимодействия с родителями воспитанников по Программе является повышение педагогической грамотности родителей в процессе формирования творческих и коммуникативных возможностей воспитанников через ознакомление их с различными направлениями декоративноприкладного искусства. 15 Формы и методы работы с семьями воспитанников Информационно-аналитические: анкетирование, консультирование (буклеты), открытые просмотры занятий. Познавательные: консультации-практикумы. Досуговые: выставки работ родителей и детей. заочное 3.6. Коррекционно-развивающая работа В ходе организации детской деятельности по Программе ребенок развивает и корректирует: - эмоционально-волевую сферу (преодолевает неуверенность в себе, учится преодолевать сложности и др.); - зрительное восприятие; - речь и мышление; - мелкую моторику рук; - творческое воображение. 4. Условия реализации ДОП 4.1. Планирование образовательной деятельности Календарный учебный график Адаптационный период с 01.09.2023 по 05.09.2023 Начало образовательного периода 06.09.2023 Праздничные дни 06.11.2023 23.02.2024 08.03.2024 29-30.04.2024 01.05.2024 09-10.05.2024 Каникулы с 20.12.2023 по 10.01.2024 Окончание образовательного периода 23.05.2024 Продолжительность образовательного периода 34 недели за исключением каникул Расписание образовательной деятельности по программе День недели понедельник вторник среда четверг Пятница 17.30 - 18.00 Образовательная деятельность проводится в групповом помещении 16 4.2. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка Программа предполагает создание следующих психологопедагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами. 1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки. 3. Сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и продуктивной (производящей субъективно новый продукт) деятельности. 6. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. 7. Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка. 4.3. Организация развивающей предметно-пространственной среды При создании предметно-пространственной среды учитываются следующие принципы: Насыщенность Образовательное пространство оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами (в том числе расходными), игровыми (в соответствии со спецификой Программы). Развивающая среда обеспечивает двигательную активность. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Полифункциональность предполагает возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды. Наличие в образовательном пространстве полифункциональных 17 предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. Вариативность предполагает периодическую сменяемость материалов, появление новых предметов, стимулирующих творческую активность детей. Доступность предполагает свободный доступ детей к материалам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности по Программе. А также доступность всех помещений, где осуществляется образовательный процесс. 4.4. Кадровые условия Реализацию Программы обеспечивает педагог, прошедший профессиональную переподготовку и имеющий право вести педагогическую деятельность по разработке и реализации программ дополнительного образования детей и взрослых. Педагог повышает уровень квалификации в соответствие с требованиями законодательства. 4.5. Материально-техническое обеспечение Программы Технические средства обучения: - интерактивная доска - ноутбук - музыкальный центр - проектор Поделочные материалы: Для работы в технике «ошибана»: белый (1 уп.) и цветной картон (1 уп.), клей ПВА (5 шт.), простые карандаши (10шт.), кисточки (10 шт.), белая бумага формата А4 (50 листов), акварельные краски (5шт.), растительный материал. Для заготовки бросового материала: емкости для хранения бросового материала (20 шт. средних и 20 шт. маленьких пласт. контейнеров), 1 уп. бумажные полотенца (1 шт.), ватные диски (1 упаковка). Для работы в технике «квиллинг»: палочки для накручивания (10шт.), ножницы (10 шт.), клей ПВА (5 шт.), кисточки (10 шт.), белый (1 уп.) и цветной картон (1 уп.), цветная офисная бумага (1 уп.). Для работы в технике «декупаж»: бумажные салфетки с различным принтом (10 шт.), ножницы (10 шт.), кисти (10шт.), белый и цветной картон, простые карандаши (10 шт.), линейки (10 шт.), пластиковые тарелочки (10 18 шт.) и стаканчики (10 шт.), акриловый лак (1 банка), белая акриловая краска (1 банка). Дидактическое обеспечение Презентации Волшебный мир декупажа Декоративные эффекты декупажа История возникновения квиллинга Волшебный танец цветов – «ошибана» История птицы Счастья Ботанический сад Схемы Варианты размещения узоров на предметах круглой формы Варианты размещения узоров на предметах квадратной формы Варианты размещения узоров на предметах прямоугольной формы Правила безопасности при работе с ножницами Изображения цветов, составленных из элементов квиллинга Изготовление елочек из элементов квиллинга Новые элементы квиллинга Составление композиций на открытке прямоугольной формы Схема рисования вазы с цветами Поэтапное рисование фигуры человека анфас Литературный материал Сказка «Горделивый росточек» Стихотворение С.Зайчик «Снежинка» Стихотворение О.Киселева «Лепим мы снеговика» Стихотворение Н.Родовилина «Снежинка» Стихотворение Ю. Щербакова «Елка» Стихотворение В. Гвоздевой «День рождения» Сюжетные картины Сюжетная картина «Мастеркая» Сюжетная картина «Зима» Репродукция картины А. Куинджи «Ранняя весна» Репродукция картины Е.Глушковой «Портрет девушки в венке из незабудок» Репродукция картины Н. Кукель «Жива» 19 Методическая литература 1. Костина О.В. Программа дополнительного образования по художественному творчеству «Шкатулка радужных идей» - СПб: «ДетствоПресс», 2019 2. Мартин Энн Креативный квиллинг. Открытки, украшения, подарки. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014 3. Зайцева А.А. Модный декупаж.- М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 4.6. Финансовые условия реализации Программы Финансовое обеспечение программы обусловлено стоимостью расходных материалов. 5. Дополнительный раздел. Краткая характеристика Программы Программа направлена на обучение различным направлениям декоративно-прикладного искусства, развитие полезных трудовых привычек и навыков. Она учитывает интересы и индивидуальные особенности детей, способствует развитию художественной культуры, стремлению ребенка к наиболее полному выявлению и развитию личностных способностей через создание творческих работ и формированию нестандартного, проектного мышления. На основе полученных умений и навыков воспитанники приобретут навыки проектирования и моделирования предметов и аксессуаров. В ходе обучения разовьются изобретательские способности, расширится потенциал мелкой моторики рук. Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Количество учебных часов - 34 (1 час в неделю). Длительность обучения – 1 год. Форма обучения – очная. На занятии используются следующие формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная. Программой предусмотрены занятия с участием родителей воспитанников. Дети получат опыт участия в выставках декоративно-прикладного творчества. 20 Список используемой литературы: 1. Костина О.В. Программа дополнительного образования по художественному творчеству «Шкатулка радужных идей» - СПб: «ДетствоПресс», 2019 2. Мартин Энн Креативный квиллинг. Открытки, украшения, подарки. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2014 3. Зайцева А.А. Модный декупаж.- М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012 21