программа развития Искорка.pdf

Согласовано:
Начальник Управления образования
Администрации
Режевского
городского
округа
____________________И.В. Клюева

Одобрено педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад №4»
Протокол №4 от «29» мая 2023г.

Утверждаю:
Заведующий МАДОУ «Детский сад №4»
_____________О.В. Мельникова
Приказ №248/01-18 от «31» августа 2023г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка»
на 2023 – 2027гг.

1

СОДЕРЖАНИЕ
Актуальность
Паспорт Программы развития
Пояснительная записка
1.
Аналитическо-прогностическое обоснование Программы развития
1.1. Анализ потенциала развития
1.2. Анализ управляющей системы
1.3. Анализ ресурсных возможностей
1.3.1. Кадровые ресурсы
1.3.2. Методические ресурсы
1.3.3. Социальные ресурсы
1.3.4. Информационно-коммуникационные ресурсы
1.3.5. Материально-технические ресурсы
1.4. SWOT – анализ потенциала развития
2.
Концептуальные основы развития
3.
Основные этапы реализации Программы развития
4.
План действий по реализации Программы развития
5.
Перечень нормативных и литературных источников

3
3
7
8
8
8
9
9
12
13
14
15
17
18
19
20
24

2

Актуальность
Анализ на основе реализации программы ВСОКО Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка» (далее – МАДОУ «Детский сад № 4», учреждение) указывает на
необходимость разработки документа, содержащего стратегию развития учреждения.

1.

Название

2.

Статус

3.

Сроки реализации

Паспорт программы
Программа развития МАДОУ «Детский сад № 4»
на 2023-2027 гг.
стратегический документ, содержащий перечень мероприятий направленных на совершенствование и развитие образовательной деятельности, повышение качества дошкольного образования.
Программа развития разрабатывается на основании требований статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с
изменениями и дополнениями).
Программа развития будет реализовываться в течение 2023–
2027 гг. в три этапа.
1-й этап: организационно-подготовительный (2023 гг.)
– диагностика имеющихся ресурсов, определение условий
для реализации и начало выполнения Программы развития;
- разработка планов работы и/или проектов под каждую задачу Программы развития.
2-й этап: практический (2023– 2026 гг.):
– работа по преобразованию существующей системы;
– работа учреждения в режиме проектной деятельности;
–апробация преобразований, внедрение их в работу МАДОУ «Детский сад № 4».
3-й этап: итоговый (2027 г.):
– мониторинг эффективности реализации Программы развития;
– аналитическая оценка качественных и количественных
изменений, произошедших в учреждении;
- подведение итогов и соотнесение результатов деятельности с целями и задачами по основным направлениям реализации Программы развития;
- выявление новых направлений развития.
3

4.

5.

6.

Нормативная база:
 Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
 Приоритетный национальный проект «Образование»;
 Концепция непрерывного образования (дошкольное и
начальное звено);
 Приказ Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373
«Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
 Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
 Концепция МКДО.
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
"Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования";
 Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 24.11.2022 № 1022
"Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
1) Уличное игровое и спортивное оборудование в не полной
Проблемы
мере соответствует требованиям ФГОС ДО к РППС;
2) Недостаточно развита индивидуальная работа с детьми с ориентиром на потребности и запросы каждого ребенка;
3) Низкий уровень включения родителей (законных представителей)
воспитанников
в
образовательновоспитательный процесс
4) Недостаточный уровень развития социального партнерства.
Стратегическая Формирование образовательной среды, обеспечивающей
качество образовательных услуг, соответствующее ФГОС
цель
ДО.
1) Совершенствовать инфраструктуру прогулочных участков учреждения, обеспечивающую реализацию образоваОснование для
разработки

4

Задачи

тельных задач и соответствующую современным требованиям к организации уличного пространства дошкольного
учреждения;
2) Совершенствовать работу по реализации принципа индивидуализации образовательного процесса воспитанников
МАДОУ «Детский сад № 4». Расширить спектр и увеличить
охват воспитанников дополнительными образовательными
услугами;
3) Разнообразить формы включения родителей (законных
представителей) воспитанников в образовательновоспитательный процесс с целью повышения их активности;

7.

8.

9.

Назначение
Программы
развития
Ожидаемые конечные результаты

Возможные риски

10. Основные разработчики
11. Объемы и источники финан-

4) Совершенствовать модель социального партнерства для
повышения качества дошкольного образования
Средство интеграции и мобилизации всего коллектива МАДОУ на достижение целей развития и перехода на более качественный уровень образовательной деятельности
- вдвое увеличился охват детей, обучающихся по дополнительным образовательным программам;
- развивающая образовательная среда прогулочных участков учреждения соответствует современным требованиям,
интересна воспитанникам, удовлетворяет их индивидуальные образовательные потребности;
- эффективное привлечение ресурсов социальных партнеров
для реализации образовательной программы учреждения;
- вдвое увеличилось число родителей (законных представителей) воспитанников, включенных в образовательновоспитательный процесс.
Недостаточность финансовых ресурсов МАДОУ;
Низкий уровень аналитических и прогностических умений
педагогов, методической службы МАДОУ;
Неготовность родителей (законных представителей) воспитанников и социальных партнеров активно включиться в
деятельность по реализации образовательной программы
учреждения.
Администрация и педагогический коллектив МАДОУ «Детский сад № 4»
Бюджетные и внебюджетные средства МАДОУ «Детский
сад № 4».
5

сирования
12. Организация
контроля за выполнением Программы развития
13. Сроки предоставления отчетности
14. Сведения о руководителе
МАДОУ

- Администрация детского сада: ежеквартально.
- Педагогический совет МАДОУ: ежегодно.
- Общее родительское собрание: ежегодно.
- Мониторинг удовлетворенности родителей (законных
представителей) детей качеством образования: ежегодно.
Письменный отчет предоставляется в апреле: в отчете о самообследовании.
Мельникова Олеся Викторовна – заведующий МАДОУ
«Детский сад № 4»
Телефон:8(34364) 3-12-50
E-mail: dou.iskorka@yandex.ru

6

Пояснительная записка
Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования
невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении.
Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний
воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем
мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на
ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса.
Проблема поиска путей обеспечения качества образования, непосредственно
затрагивает и систему дошкольного образования. Изменения, происходящие в обществе, влекут за собой изменения в работе дошкольных учреждений.
Современное дошкольное образовательное учреждение – это сложный механизм, стремящийся к развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребёнка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающий самым современным требованиям.
Внедрение Программы развития МАДОУ способствует взаимодействию детей
дошкольного возраста с окружающим миром в соответствии с их запросами и потребностями, осознанию родителями (законными представителями) воспитанников
важности дошкольного периода детства и в этой связи более четкому формулированию социального заказа.
Качественные характеристики Программы развития
Актуальность - Программа развития ориентирована на решение наиболее значимых проблем для системы образовательного процесса учреждения.
Прогностичность - данная Программа развития отражает в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к дошкольному образовательному учреждению.
Рациональность - Программой развития определены цели и способы их достижения, которые позволят получить максимально возможные результаты.
Реалистичность - Программа развития призвана обеспечить соответствие
между желаемым и возможным, т.е. между целями программы и средствами их достижения.
Контролируемость - в Программе развития определены цель, конечные и
промежуточные задачи, сформулированы критерии оценки результатов.

7

1. Аналитическо-прогностическое обоснование Программы развития
1.1. Анализ потенциала развития
Образовательный процесс регламентируется основной образовательной программой учреждения, реализуемой в общеразвивающих группах, адаптированной
основной образовательной программой в группе компенсирующей направленности.
В программы ежегодно вносятся необходимые коррективы, основанные на результатах реализации ВСОКО.
В учреждении функционирует Консультативный пункт, в котором оказываются
диагностические, коррекционные, образовательные, консультативные услуги семьям, в которых дети по разным причинам не посещают дошкольное образовательное
учреждение.
В помещениях детского сада проведены ремонтные работы. В конце 2022 года
развивающая предметно-пространственная среда групп начала изменяться с учетом
шкал МКДО.
Учреждение имеет опыт инновационной работы - в течение 2021-2022 гг детский сад работал в качестве экспериментальной площадки Ургпу по внедрению программы «Дети и денежные отношения».
Есть опыт реализации дополнительных общеразвивающих программ. Реализуется дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа художественной направленности «Шкатулка радужных идей» для детей 5-7 лет.
1.2. Анализ управляющей системы
Актуальное состояние:
Управленческая деятельность осуществляется посредством административнофункционального (заведующий), общественного (общее родительское собрание) и коллегиально-профессионального (общее собрание работников, Педагогический совет)
управления.
В МАДОУ практикуются материальная и моральная поддержка инициативы работников, регулярное проведение консультаций, детальное обсуждение порядка работы,
разработка и внедрение правил и инструкций.
В результате комплексного исследования было выявлено, что система административного и оперативного управления коллективом функционирует на достаточном уровне.
Проблемное поле:
Низкий интерес родительской общественности к системе дошкольного образования.
Перспективы развития:
Расширение полномочий государственно-общественных форм управления формирование у родителей устойчивой мотивации к активному взаимодействию с учреждением, социальными партнерами, информированность всех участников образовательных отношений о мероприятиях, направленных на формирование государственнообщественного характера управления.
Формирование партнерства с учреждениями социальной сферы.
Возможные риски:
8

Выбор неверных ориентиров управления деятельностью учреждения может привести к отсутствию желаемых результатов в процессе реализации Программы развития.
Экономический кризис, неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация.
1.3.Анализ ресурсных возможностей.
В рамках мониторинга ресурсного обеспечения анализу подверглись кадровые, методические, информационно-коммуникационные, материально-технические, ресурсы.
1.3.1. Кадровые ресурсы
Актуальное состояние:
Укомплектованность кадрами составляет 100 %.
Кадровая обеспеченность МАДОУ №4
Категория работников
Руководители ДОУ
Старшие воспитатели
Воспитатели ДОУ
Учитель - логопед
Педагог - психолог
Специалисты
Инструктор по физической кульДОУ:
туре
Музыкальный руководитель
Младшие воспитатели
Медицинская сестра
Обслуживающий персонал

Количество (человек)
1
1
10
1
1
1
1
7
1
10

Все педагоги обладают профильным образованием 15 (100%): 8 (57%) человек
имеют высшее образование, 6 (43%) – среднее профессиональное.
Распределение по квалификационным категориям
Всего педагогов, прошедших процедуру аттестации 9 человек (75%):
- высшая 14,3% (2 человека),
- первая 50% (7 человек),
- соответствие занимаемой должности 14,3% (2 человека).
- не прошли процедуру аттестации в связи с незначительным сроком работы в
учреждении 21,4% (3 человека).
В течение 2022-2023 учебного года 1 педагог подтвердил соответствие требованиям
высшей квалификационной категории (Миронова Л.Г.).

9

высшая к.к.

17%

25%

1 к.к.

17%

41%

соответствие
занимаемой
должности
без к.к.

Кадровый состав педагогов учреждения пополнился педагогами с первой квалификационной категорией. Педагоги планомерно повышают уровень квалификации.
Распределение педагогов по возрасту
Категория
работников

20-25 лет
всего
%

Руководители
ДОУ
Старшие
воспитатели
Воспитатели 1
ДОУ
логопеды
инструкторы
музык.рук.
педпсихологи

Распределение по возрасту
25-30 лет
30-40 лет
40-50 лет
всего %
всего %
всего %
1
100

7

3

21,4

1

50 и выше
всего %

1

100

3

21,4 2

1

100

1
1

100
100

14,2

100

Распределение педагогов по стажу работы
Категория работников

Общее количество
всего
%

Распределение по стажу работы
0- 5 лет
всего

руководители 1
ДОУ
старшие вос- 1

%

5-10 лет
всего

%

10-20 лет
всего

%

1

100

Свыше 20
лет
все- %
го

100
100

10

Категория работников

питатели
воспитатели
ДОУ
логопеды
психологи
инструкторы
музык.рук.

Общее количество
всего
%

8

89

1
1
1

100
100
100

Распределение по стажу работы
0- 5 лет

5-10 лет

10-20 лет

всего

%

всего

%

всего

1

12,5

5

62,5 1

%

12,5

Свыше 20
лет
все- %
го
1
1

1

12,
5
100

100
1

100

Из таблиц видно, что педагогический коллектив находится в работоспособном
возрасте, имеются начинающие педагоги и педагоги со стажем работы. Сочетание
этих факторов делает коллектив работоспособным, потенциально готовым работать
в инновационном режиме, однако есть существенный ограничивающий фактор - изменение значительной части педагогического коллектива в последние 2 года. В связи с этим можно говорить о том, что педагоги находятся в адаптационном периоде, а
коллектив – на этапе формирования.
Педагоги участвуют в заседаниях Педагогического совета по актуальным для учреждения проблемам, принимают участие в работе творческих групп, методических объединений. Опыт педагогов транслируется в ходе работы экспериментальной площадки
Ургпу по внедрению программы «Дети и денежные отношения», в ходе заседаний городских методических объединений педагогов системы дошкольного образования,
участвуют в профессиональных конкурсах на районном уровне, однако, доля таких педагогов является незначительной.
На сегодняшний день педагогам выдвигается новое требование, об обеспечении непрерывного образования детей по средствам ИКТ. В период нахождения ребенка дома по
причинам болезни, отпуска или по состоянию здоровья детям также необходимо создать
траекторию роста. В связи с поставленной задачей перед МАДОУ необходимо создать
условия для образования и самообразования, ввести формы работы по ИКТ компетентности педагогов.
Уровень освоения педагогами ИКТ компетентности:
 95% владеют ИКТ, но в форме «обывателей» напечатать документ, создать презентацию, пользоваться магнитофоном;
 5% педагогов имеющих статус «продвинуты» умеют пользоваться компьютером и
техникой в свободной форме, работают на интерактивной доске;
Проблемное поле:
В «Профессиональном стандарте» педагога, вступившим в действие с 1 января
2020 года, указано, что «педагог — ключевая фигура реформирования образования». Характеристиками деятельности профессионала-педагога, в соответствии со
Стандартом, являются: «готовность к переменам, мобильность, способность к не11

стандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии
решений. Стандарт призван содействовать вовлечению педагогов в решении задачи
повышения качества образования, обеспечить координированный рост свободы выбора и ответственности педагога за результаты своего труда и мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации».
Успешность педагога в современном обществе определяется в первую очередь
способностями к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, основанными на чутком восприятии перемен и эффективной адаптации к ним. Он должен быть творцом педагогического процесса, обладать гибким мышлением, умело
использовать нововведения, делая их главным механизмом в работе с дошкольниками.
Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного учреждения становится необходимым условием, обеспечивающим ему возможность быстро адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности. Насущность поиска способов формирования профессиональной мобильности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений делает данную проблему одной из значимых.
Необходимо исследовать проблемы, возникающих при изучении профессиональной мобильности педагогов, которые связаны с конкретизацией научного представления о профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений, с определением педагогических условий, влияющих на становление профессиональной мобильности воспитателей, с разработкой условий ее реализации, с определением его содержания, форм и методов, обеспечивающих развитие
ее компонентов, и ряд других.
Перспективы развития:
Формирование профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения, будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
– становления мотивационной сферы, способствующей эффективному развитию у педагога ДОУ профессионального интереса к собственному самообразованию;
– наличия у педагога дошкольного образования индивидуальной траектории
профессионального развития;
– использования активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации
Возможные риски:
Низкая педагогическая мобильность и профессиональное выгорание педагога
как следствие высокой нагрузки. Игнорирование требований Профессионального
стандарта.
1.3.2. Методические ресурсы
Современное общество предъявляет все более жесткие требования к системе
педагогического образования, в том числе и к дошкольному образованию. За последнее десятилетие в России произошли серьезные преобразования в системе обра12

зования. Принятие «Закона об образовании в Российской Федерации», издание приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении
Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», принятие «Профессионального стандарта педагога», послужило к выдвижению новых требований к организации образовательного и педагогического процесса, к качеству дошкольного образования, а также к кадровому составу, к его образованию и обучению, его профессиональной подготовке и квалификации, к формированию профессионально-педагогических умений, которыми они должны обладать.
Профессиональная деятельность педагогов МАДОУ многосторонняя и требует совокупности определенных знаний, умений, навыков и качеств, которые в современной педагогической литературе обозначаются таким понятием как «профессиональная компетентность».
Проблемное поле:
В условиях модернизации образовательного процесса востребована высокая педагогическая мобильность, т.е. возможность ориентироваться в педагогической ситуации и активно, гибко, творчески решать педагогические задачи. Овладение ИКТ компетентностью
стоит во главе угла в современном мире. Проблемным полем является, информационная
компетентность педагога и определяется как способность и готовность организовывать свою профессионально-педагогическую деятельность с использованием
средств информационных и коммуникационных технологий; осуществлять информационное взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Перспективы развития:
Современные условия ставят перед администрацией дошкольных образовательных организаций, методической службой новые требования, меняется взгляд на
педагогическую деятельность, требования современного общества, государства к
образованию в целом. В этих условиях особое значение приобретает личностнопрофессиональное развитие педагога, как одного из главных ресурсов обеспечения и
повышения качества дошкольного образования.
Решением данного вопроса может быть, создание вариативной модели для повышения аналитических и прогностических умений и расширения возможностей
непрерывного образования педагогов, методической службы дошкольных образовательных учреждений посредством нового цифрового образовательного пространства
- медиатеки.
Возможные риски:
Низкий уровень мотивации к саморазвитию.
1.3.3. Социальные ресурсы
Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая открытость образовательного учреждения, является важным механизмом повышения качества образования. Взаимодействие с социальными институтами способствует формированию общей культуры личности детей, развитию социальных, нравственных, интеллектуальных, физических качеств, а также способствует объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Учреждение периодически по реализации основ13

ной образовательной программы дошкольного образования взаимодействует со следующими субъектами по направлениям:
Социальный партнер
Режевской исторический музей

Муниципальное казенное
учреждение «Централизованная
библиотечная система»
МБУК Центр национальных культур

ГБУДОСО Режевская ДШИ
ОГИБДД ОМВД по Режевскому
району
Детская поликлиника
ТОПМПК

Предмет взаимодействия
Знакомство детей с историей и культурой
родного края, города
Участие детей в конкурсах районного
уровня
Расширение читательского кругозора,
воспитание культуры чтения детей
Участие детей в конкурсах районного
уровня
Знакомство детей с особенностями
культуры народов, населяющих Средний
Урал.
Участие детей в конкурсах районного
уровня
Развитие интереса детей к музыке,
изобразительной деятельности
Участие в реализации ООП ДО МАДОУ в
направлении социально-коммуникативного
развития.
Лечебно-профилактическое,
консультационное сопровождение.
Реализация оздоровительной программы
Определение индивидуального маршрута
воспитанников с ОВЗ

Проблемное поле:
Взаимодействие со многими социальными партнерами не системное. Кроме того,
переход от исключительно знаниевой парадигмы к компетентностной и
личностно-развивающей требует от учреждения расширения перечня социальных
партнеров и взаимодействия с организациями, способствующими накоплению детьми представлений о профессиональной сфере деятельности человека.
Перспективы развития:
Повышения качества образования за счет систематизации работы (заключение
договоров о сотрудничестве, разработка совместных планов) с теми социальными
партнерами, с которыми такой работы еще не ведется. Установление контактов с организациями, способствующими накоплению детьми представлений о профессиональной сфере деятельности человека.
1.3.4. Информационно-коммуникационные ресурсы
Актуальное состояние:
В наше время образовательные учреждения имеют очень большую конкуренцию
на рынке образовательных услуг. Глобальные сети так проникли в жизнь современ14

ных людей, что продвижение бренда в сети Интернет стало необходимой частью
любой рекламной компании. Конкуренция среди образовательных учреждений переместилась из физического пространства в виртуальную среду. Интернеттехнологии позволили учреждениям выйти на региональные, национальные и мировые рынки образовательных услуг. В связи с развитием информационных технологий официальный сайт является неотъемлемой частью любого современного детского сада, а также хорошим средством информирования о деятельности и перспективах образовательного учреждения потенциальной аудитории. К ней можно отнести
детей и их родителей, сотрудников детского сада, а также органы государственной
власти.
Современный брендинг детского сада требует использования все новых информационных технологий и эффективных маркетинговых стратегий продвижения детского сада на конкурентном рынке образовательных услуг. Электронное представительство образовательного учреждения требует большой технологической и маркетинговой работы. Федеральный закон «Об образовании в РФ», мониторинги Минобрнауки РФ, отечественные рейтинги ставят перед образовательными учреждениями задачу профессионального подхода к созданию качественного и эффективного
сайта, соответствующего потребностям пользователей (представителей целевой
аудитории детского сада). Сайт учреждения отвечает всем нормативным требованиям, регламентирующим работу сайта образовательного учреждения.
Проблемное поле:
Низкий уровень участия педагогов в инновационных формах работ реализующих ИКТ
компетентность.
Кроме того, отсутствие отражения работы учреждения на уровне групп (нет страничек
групп на сайте и нет личных страничек педагогов.
Перспективы развития:
Последние изменения в мире диктуют создание сетевой платформы для организации и проведения различных активностей дистанционно (сетевых проектов и акций, дистанционных конкурсов, семинаров и тренингов, мастер-классов и викторин). Дистанционное взаимодействие – вариативная востребованная форма образования, самообразования и развития педагогов, методической службы дошкольных
образовательных организаций.
1.3.5. Материально-технические ресурсы
Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды в
групповых помещениях:
Наша эпоха – эпоха активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой
жизнедеятельности, вызывая огромный интерес к современной технике, как у взрослых, так и у детей. Ребенок по своей природе – конструктор, изобретатель и исследователь. Эта особенность, заложенная природой, особенно быстро реализуется и
совершенствуется в конструировании, как излюбленном детьми виде деятельности.
Как показала практика дошкольного образования, детская игра и конструирование – это одни из ведущих и предпочитаемых дошкольниками видов деятельности.
Однако, подчеркивая социальную значимость игрушек, и сравнивая их с мини15

предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представления об
окружающем, Г.В. Плеханов и Б.П. Никитин отмечали, что готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. В то же время даже самый маленький
набор строительных элементов открывает ребенку новый мир.
На сегодняшний день одними из самых востребованных в мире современных
конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, позволяющим разнообразить процесс обучения дошкольников, являются конструкторы
LEGO, ARTEC, ROBOTRECK, MY ROBOT TIME. HUNA, GIGO.
В настоящее время в детском саду отсутствуют конструкторы с возможностью
программирования.
В подготовительной группе и группе компенсирующей направленности имеется
интерактивная доска. Развивающая предметно-пространственная среда групповых
помещений является частью целостной образовательной среды дошкольной организации, поэтому она нуждается в расширении и пополнении современными интерактивными средствами развития ребенка.
Помимо необходимости оснащения современными интерактивными средствами
развития ребенка, РППС групп частично нуждается в модернизации. В первую очередь необходимо:
- организовать место хранения материалов для двигательной активности, а также
пополнение групп разнообразным спортивным инвентарем, соответствующим возрастным особенностям и интересам детей;
- организации места хранения материалов для познавательно-исследовательской деятельности, а также пополнение данных материалов в соответствии с возрастными
особенностями;
-пополнить групповые помещения дидактическими играми, познавательной направленности;
- оборудовать групповые помещения ширмами для обеспечения трансформируемости среды.
Актуальное состояние развивающей предметно-пространственной среды на
прогулочных участках:
При требованиях предъявляемых ФГОС ДО для создания РППС на уличных участках
педагогами были разработаны выносные материалы для реализации всех видов деятельности, многие из них – руками педагогов. На сегодняшний день выносной материал
нуждается в пополнении и развитии в связи с обновлением требований и реализацией
концепции МКДО.
РППС прогулочных участков оснащена малыми архитектурными формами, однако,
многие из них сделаны руками родителей и педагогов и нуждаются в замене в соответствии с возрастными особенностями и принципом зонирования, а также для обеспечения
организации разных видов детской деятельности.
На территории учреждения оборудована спортивно-игровая площадка, но на
ней требуется заменена покрытия на современное, отвечающее всем требованиям, а
также установка малых архитектурных форм, которые позволили бы разнообразить
двигательную активность детей разного возраста, а также познакомить со спортивными играми.
16

Актуальное состояние развивающей предметно - пространственной среды в
холлах и других помещениях учреждения:
В холле первого этажа организовано пространство мини-музея «Русская изба». В
2022г. мини-музей был обновлен и пополнен новыми интересными экспонатами.
Также в холле первого этажа обустроено пространство для знакомства детей с
фотоискусством.
В холле второго этажа организовано пространство для выставок детскородительского творчества, а также стенд для размещения выставок детских рисунков.
Для успешной реализации современных требований к организации образовательного процесса необходимо оборудованное рабочее место педагога (наличие компьютера, принтера, ламинатора и т.д.)
Перспективы развития:
Возможность пополнения материально-технической базы и РППС уличных
участков в соответствии с ФГОС ДО, с учетом реализуемых образовательных программ. Введение дополнительных образовательных услуг, направленных на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей дошкольника в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом совершенствовании.
Возможные риски:
Снижение объёмов бюджетного финансирования на совершенствование РППС
и материально-технической базы МАДОУ.
Необходимость разрешения обозначенных проблем позволяет наметить дальнейшие перспективы развития образовательного учреждения и определить целостную концепцию развития дошкольного учреждения.
1.4. SWOT-анализ потенциала развития
Оценка актуального состояния внутреннего потенциала
образовательного учреждения
Сильная сторона
Слабая сторона

Оценка перспектив развития образовательного учреждения
в соответствии с изменениями внешнего окружения
Благоприятные возможности
Риски

Педагогический коллектив
находится в работоспособном возрасте, имеются
начинающие педагоги и
педагоги со стажем работы.
Есть педагоги участвующие
в инновационной деятельности, а также в профессиональных конкурсах.
Молодые педагоги легко
осваивают с информационно-коммуникационными
формами работы.
Есть возможность воспользоваться ноутбуком, подключенным к сети Интернет.
Есть принтер в методическом кабинете

Наблюдается
снижение
мотивации
профессиональной деятельности педагогов в целом и профессиональных достижений в
частности;

Повышение
мотивации
педагога к саморазвитию в
профессиональнопедагогической деятельности

Не все педагоги владеют новыми компьютерными технологиями.
Рабочие места педагогов
не оборудованы компьютером, подключенным к
интернету, принтером и
т.д.

Обучение сотрудников по
вопросам ИКТ

Ежегодно выделяются областные деньги для приобретения материалов и оборудования.

Материально-техническая
база территории ДОУ требует модернизации в соответствии с современны-

Модернизация развивающей
среды уличных участков,
обеспечивающих
реализацию образовательных целей

Низкая педагогическая
мобильность в условиях
быстрой
модернизации
образования.

Нехватка средств образовательного учреждения и
сроков на реализацию
плана по модернизации

17

Наличие некоторого количества активных родителей,
готовых к сотрудничеству

ми требованиями
Недостаточное количество
развивающих зон на территории детского сада (в
соответствии с требованиями ФГОС ДО)
Количество активных родителей недостаточно

Система методической работы гибко реагирует на
запросы
педагогического
коллектива.

В связи со сменой коллектива освоенные современные формы работы с
детьми необходимо внедрять снова.

Детский сад ведет дополнительные платные образовательные услуги, что позволяет заработать некоторую
сумму и потратить ее на
потребности образовательного учреждения.

Процент охвата детей доп.
услугами низкий.

и отвечающих всем нормативным требованиям;

территорий ДОО.

Более широкое внедрение проектного метода, а также других
форм реализации образовательных программ, благодаря
которым количество родителей, вовлеченных в образовательную деятельность может
вырасти.
Совершенствование
системы методической поддержки педагогических работников за счет внедрения
новых форм (например медиатеки)
Внедрение новых дополнительных
общеразвивающих
программ

Безразличие родителей

Профессиональное выгорание педагогов. Низкая
мотивация педагогических
работников к профессиональному развитию
Уменьшение доли внебюджетных поступлений в
общем объеме финансирования дошкольного учреждения из-за пандемии, экономического кризиса

2. Концептуальные основы развития
Современному обществу нужны грамотные, компетентные, успешные люди.
Успешность рассматривается как владение набором умений (компетентностей), позволяющих адаптироваться к сложным условиям жизни.
Актуальность и значимость нового подхода к управлению образовательным
учреждением состоит в необходимости сохранения, развития и удовлетворения социального заказа исходя из сложившихся условий.
Цель, задачи развития.
Миссия МАДОУ заключается в расширении возможностей, а значит, привлекательности МАДОУ. Данная миссия дифференцируется по отношению к различным субъектам:
– по отношению к детям и их родителям МАДОУ обязуется обеспечить развитие
индивидуальных способностей ребенка для его успешности в дальнейшем обучении
и жизни в современном обществе;
– по отношению к педагогическому коллективу МАДОУ создает условия для профессиональной самореализации педагога, социальной защиты и повышения квалификации;
– по отношению к системе образования заключается в транслировании опыта работы;
18

– по отношению к обществу миссия состоит в привлечении как можно большего
числа различных субъектов к развитию и реализации дошкольного образования,
расширению ресурсной (кадровой, материальной, информационной, экспериментальной и др.) базы МАДОУ.
Обеспечение защиты жизненно важных интересов каждого ребенка, создание
условий для удовлетворения базовых потребностей, обеспечивающих формирование и развитие ребенка-дошкольника в рамках развивающего образовательного пространства, является смыслом деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Осознавая значимость развития ребенка и его успешности в дальнейшем педагогический коллектив детского сада формулирует стратегическую цель - создание образовательной среды, обеспечивающей качество образовательных услуг в соответствии с ФГОС ДО с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников.
В рамках сформулированной цели выделены задачи, определяющие содержание
деятельности педагогического коллектива МАДОУ:
1)
Совершенствовать инфраструктуру МАДОУ, обеспечивающую реализацию
образовательных целей и соответствующую нормативным требованиям к организации развивающей предметно-пространственной среды как в помещении, так и на
улице;
2)
Расширить спектр и увеличить объем дополнительных образовательных
услуг;
5)
Реализовывать государственно-общественный характер управления МАДОУ
в ходе совершенствования стратегии и тактики управленческих методов образовательной деятельности, обеспечивающих консолидацию родительской и образовательной общественности для повышения качества дошкольного образования.
3. Основные этапы реализации Программы
Название этапа, сроки
I этап: Организационноподготовительный
2023 гг.

II этап: Практический
2023 -2026 гг.
III этап: Итоговый
2027 год

Цели
Анализ деятельности образовательного учреждения. Выявление приоритетов, подходов к решению проблем, заявленных Программой развития; обучение педагогических кадров и родителей, членов Педагогического коллектива актуальным формам в сфере образования.
Развитие всех компонентов образовательной среды, обеспечивающих повышение субъектной позиции всех участников образовательных отношений.
Мониторинг эффективности реализации Программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении.

План действий по реализации Программы развития на разных этапах предполагает дальнейшую конкретизацию и распределение обозначенных мероприятий
(действий) в годовом плане работы МАДОУ.
19

4. План действий по реализации Программы развития

Совершенствование
механизмов управления
качеством
образования

Мониторинг запросов
родителей
(законных
представителей) на развитие
вариативных
форм дошкольного образования
Создание инициативной
группы по разработке
программ дополнительных
образовательных
услуг по всем направлениям деятельности.

Анкетирование

Соотнесение запросов родителей с
возможностями детского сада

Работа с документами

Нормативноправовая и методическая готовность
педагогов к реализации новых программ.

Январь 2023
год

Семинары, лектории, вебинары,

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель
Январь 2023 год

Расширить
спектр и увеличить объем
дополнительных образовательных услуг

Обучение коллектива по
вопросу
организации
образовательной среды
на прогулочных участках.

Январь 2023г – май
2023г

Январь 2023г.сентябрь 2023

январь 2023

I этап: Организационно-подготовительный
Цель: Анализ деятельности образовательного учреждения. Выявление приоритетов, подходов к решению проблем, заявленных Программой; обучение педагогических кадров и родителей, членов Педагогического коллектива актуальным формам в сфере образования.
Направления
Содержание
Форма
Ожидаемый реСроки Ответствендеятельности
мероприятия
зультат
ный
СовершенАнализ
нормативных Работа с докумен- НормативноЗаведующий
ствовать
ин- документов регламентами
правовая и методиСт. воспитафраструктуру, тирующих организацию
ческая готовность
тель
обеспечиваюРППС в том числе на
коллектива к мощую реализа- прогулочных участках.
дернизации инфрацию образова- Составление плана мо- Проектная группа структуры
Заведующий
тельных целей дернизации территории
Ст. воспитаи
соответтель
ствующую
Разработка бюджета
Анализ рынка
Разработан финанЗаведующий
нормативным
Работа с социальными
совый план
требованиям к партнерами, выявление
организации
потенциальных спонсовнутреннего и ров, поиск конкурсов,
уличного про- грандов на денежной
странства
основе.

20

Поиск
социальных партнеров, расширяющих возможности реализации образовательных
программ
учреждения

Заключение договоров и
разработка планов совместной деятельности
В дальнейшем привлечение представителей
социальных партнеров к
участию в управлении,
оценке качества образовательных услуг

Работа с
документами

Повышение качества образовательных услуг

Расширение
участия родителей (законных представителей)

Поиск форм включения
родителей
(законных
представителей) в образовательный процесс

Интервьюирование, анкетирование, опрос

Повышение
качества образовательных услуг

Реализация
государственнообщественного
характера
управления

Определение
модели,
разработка нормативноправовых и организационно-методических основ

Работа с документами

Вовлеченность всех
участников в сфере
образования в совершенствование
системы образования, присмотра и
ухода за детьми дошкольного возраста
в МАДОУ, нормативно-правовая
обеспеченность
вводимых изменений
Совершенствование
механизмов управления
качеством
образования

2023 год
январь 2023 –
Сентябрь 2023г

Подведение итогов
Обучающий семинар

январь 2023 –
ноябрь 2023г

Работа с электронными ресурсами

Старший воспитатель

Заведующий
Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Заведующий

Январь 2023 –Сентябрь 2023

АктивизироОрганизация медиатеки
вать интерактивное образовательное пространство, через разработку
и
внедрение
электронных, в
том числе дистанционных
образовательных ресурсов

II ЭТАП: Практический
Цель: Развитие всех компонентов образовательной среды, обеспечивающих повышение субъектной позиции
всех участников образовательных отношений.
21

Активизировать интерактивное образовательное пространство, через разработку и внедрение электронных, в том числе
дистанционных обра-

Введение и реализация дополнительных образовательных услуг

Программы дополнительного
образования

Удовлетворение
запросов всех участников образовательных
отношений

Разработка
инструментария по
оценке результата
образовательных
достижений воспитанников
посещающих
дополнительные
образовательные
услуги
Разработка интерактивных дидактических материалов.

Творческая
группа

Карта образовательных достижений детей

Повышение
компетентности, мобильности педагогов, нацеленность на постоянное обучение, развитие, готовность к
трансформации

Заведующий

Заведующий

Заведующий

Сентябрь 2023Май 2024 г.

Соответствие образовательной
среды
уличных
участков
требованиям государственной политики в
сфере
образования,
запросом всех участников образовательных отношений с учетом
возможностей
МАДОУ
Взаимодействие с План мероприя- Повышение субъектсоциальными
тий с назначени- ной позиции
партнерами.
ем ответственУвеличение социальных лиц за его
ных связей путём неисполнением
прерывной работы с
Совещания
социальными партнёПедагогические рами,
проведения
советы
совместных мероприКонсультации
ятий с социальными
Собрания
партнерами, родитеИндивидуальные лями
встречи с родителями
Реализация плана План модерни- Обеспечение условий
модернизации
зации террито- формирования обратерритории ДОО
рии ДОО
зовательной среды

Сентябрь 2024 –Май 2026

Семинары, консультации

Сентябрь 2023 –Май
2024

Расширить спектр и
увеличить объем дополнительных образовательных услуг в

Проектирование
образовательной
среды на основании современных
требований.

Январь 2023 –
май 2024

Совершенствовать
инфраструктуру,
обеспечивающую
реализацию образовательных целей и
соответствующую
нормативным требованиям к организации уличного пространства ДОО

Ст. воспитатель,
педагоги

Старшие воспитатели,
педагоги

Старший воспитатель,
педагоги

22

Реализация различных форм, вовлекающих родителей (законных представителей в образовательный процесс доу

Новые
формы
работы с родителями воспитанников

Реализация государ- Создание Наблюственнодательного совета
общественного
характера управления
МАДОУ

Семинары,
консультации

Работа с родителями

Повышение качества
образовательных
услуг

Работа с документами, совещания

Обновление
нормативно-правовой базы

Ноябрь 2023 –
май 2025

ресур- Инновационные
формы работы с
педагогами
по
созданию интерактивных дидактических материалов.

Сентябрь 2021
г. – декабрь
2021 г.

зовательных
сов

Ст. воспитатель

Заведующий

III ЭТАП: Итоговый

Прогнозирование
Корректировка
творческая
дальнейшего разви- программы разви- группа
тия МАДОУ
тия.
Педагогический
совет

Рекомендации по решению выявленных
проблем, оптимизация
деятельности
План мероприятий по
дальнейшему развитию

Май 2027- Сентябрь
2027

Сентябрь 2026 Май
2027г.

Цель: Мониторинг эффективности реализации Программы, аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении.
Проведение внутрен- Системный мони- Аналитическая
Выявление сильных и
Заведующий
него и внешнего мо- торинг образова- справка
слабых сторон деяСт. воспитаниторинга деятель- тельного
протельности
каждого
тель
ности МАДОУ
странства
педагога и учреждения в целом

Заведующий
Ст. воспитатель

23

5. Литература
Нормативно-правовые документы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 04.02.2010 г. № 271 «Национальная
образовательная инициатива «Наша новая школа»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственно политики в области образования и науки»;
3. Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. (утверждена Правительством РФ 15 мая 2013 г. № 792-р);
4. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до
2020 года (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р);
6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013
г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования», вступил в силу с 01.01.2014 г.;
7. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального
общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»,
вступает в силу с 01.01.2017 г.
5. Перечень нормативных и литературных источников
1. Белая К.Ю. «Инновационная деятельность ДОУ» М., ТЦ Сфера, 2004г.;
2. Белая К.Ю. Планирование 300 ответов на вопросы заведующей детским садом.
М.: АСТ. Астрель, 2003 г.;
3. Белая К.Ю. Планирование работы ДОУ по результатам на год. //Управление ДОУ
- № 3 – 2002г. - с. 14—21;
4. Виноградова Н.А., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Методическая работа в ДОУ.
Эффективные формы и методы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
http://www.twirpx.com/file/1090090http://www.twirpx.com/file/1090090/;
5. Голицына Н.С. Система методической работы с кадрами в дошкольном образовательном учреждении. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. http://myshop.ru/shop/books/126338.html?partner=6257;
6. Езопова С.А. Менеджмент в дошкольном образовании: учеб. пособие для студ.
высш. пед. учеб. заведений/ С. А. Езопова. – М.: Издательский центр "Академия",
2003.;
7. Косарецкий С.Г., Моисеев А.М., Седельников А.А., Шимутина Е.Н. Государственно-общественное управление образованием: от прецедентов к институту. Исследования и разработки. Монографический сборник М.: Вердана, 2010;
8. Лебедева С.С.. Маневцова Л.М. «Управление инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства» С.-Пб, Детство –
Пресс, 2005г.;
9. Майер А.А. «Программа развития ДОУ: построение и реализация» М., ТЦ «Сфера», 2004г.;
24

10. Маркова Л.С. «Программа развития дошкольного образовательного учреждения. Структура, содержание, перспективное планирование работы» М.; Аркти,
2002г.;
11. Микляева Н.В. «Программа развития и образовательная программа ДОУ: технология составления, концепция» М., Айрис Пресс, 2006г.;

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».