Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный
математик» (далее - Программа) направлена на подготовку детей к успешному
обучению в начальной школе.
Данная программа составлена в соответствии с ФГОС ДО, с нормативноправовыми документами, регламентирующими задачи, содержание и формы
организации педагогического процесса в дополнительном образовании:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ
от 29.12.2012;
2. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года,
распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р;
3. Закон Свердловской области от 15 июля 2013 г. №78-ОЗ «Об образовании в
Свердловской области»;
4. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. №920ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области
«Развитие системы образования и реализация молодежной политики в
Свердловской области до 2025 года»;
5. Приказ Министерства общего и профессионального образования
Свердловской области от 30.03.2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции
развития образования на территории Свердловской области на период до 2035
года».
6. Приказ министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 29.06.2023 №785-Д «Об утверждении Требований к условиям и
порядку оказанию государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительным общеобразовательным программам» в соответствии с
социальным сертификатом»;
7. Приказ министерства образования и молодёжной политики Свердловской
области от 25.08.2023 №963 –Д «О внесении изменений в Приказ
министерства образования и молодёжной политики Свердловской области от
29.06.2023 №785 -Д «Об утверждении Требований к условиям и порядку
оказанию государственной услуги в социальной сфере «Реализация
дополнительным общеобразовательным программам» в соответствии с
социальным сертификатом»;
8. Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка».
Актуальность программы: Созданием данной программы послужил социальный
запрос родителей. Формирование и развитие математических представлений у
дошкольников является основой интеллектуального развития детей, способствует
общему умственному воспитанию ребенка- дошкольника.
В дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде
всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение
обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи
и
отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения
творческой задачи.
Дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с
числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении
творческих задач и оценке результата.
Учебное - игровые задачи представлены как образовательные: освоение детьми
умений найти пару, сгруппировать предметы, осуществить поиск недостающего,
определить направление движения и так далее. Отсюда вытекает основное
требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по
формированию элементарных математических представлений максимально
эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить ребёнку
максимально доступный ему объём знаний и стимулировать интеллектуальное
развитие.
Новизна программы: Статистика показывает, что многие дети дошкольного
возраста не имеют возможности посещать дошкольное учреждение. Во многих
семьях не уделяется достаточного внимания математическому развитию детей,
упускается время для формирования познавательных процессов, мотивационной,
личностной и социально-психологической, эмоционально-волевой готовности к
школе. В результате этих особенностей нашего времени дети, поступающие в 1
класс общеобразовательной школы, имеют разные стартовые возможности.
Данная программа дает возможность успешно адаптироваться ребенку к школьной
программе, сделает ее плавной и радостной.
Направленность программы:
По содержанию: естественнонаучная
По функциональному предназначению: обучающая
По форме организации: групповая, подгрупповая, индивидуальная
По времени реализации: долгосрочная
Цель программы: Повышение уровня готовности детей старшего дошкольного
возраста к школе через развитие познавательных процессов, стремления к
самостоятельному познанию.
Задачи программы:
Образовательные:
- расширение кругозора учащихся в области математики;
- расширение математических знаний в области чисел и действий с ними;
- обучение правильному применению математических символов и действий с ними.
Воспитательные:
- воспитание ответственности, трудолюбия, инициативности;
- формировать мотивацию к учению, ориентированной на удовлетворение
познавательных интересов;
- формировать произвольности поведения, умения целенаправленно владеть
волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и
взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
Развивающие:
- Развивать мыслительные операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение,
распределение предметов в группы, конкретизация, классификация, аналогия;
- Развивать вариативное мышление, воображение, фантазию, творческие
способности, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения.
Отличительные особенности программы:
Данная программа составлена с учетом современных требований. Представляет
собой органическую часть общего курса математики, обеспечивая непрерывность
на всех этапах. Прослеживается интегрирование предмета с другими предметами,
что помогает расширить кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас,
развивать речь.
Возраст детей участвующих в реализации программы:
Программа ориентирована на детей 5-7 лет. Занятия проводятся в рамках
дополнительного образования, при максимальном сочетании принципа группового,
подгруппового (малые группы) обучения с индивидуальным подходом. Форма
обучения – очная.
Количество учебных часов - 27 (1 час в неделю с октября по апрель).
Продолжительность занятия составляет 30 мин.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части.
Длительность обучения – 1 год.
Планируемые результаты освоения Программы
Личностные результаты:
- способен работать по правилу и по образцу;
- может слушать взрослого и выполнять его инструкции, сосредоточенно
действовать в течение 20-30 минут;
- способен применять самостоятельно усвоенные знания и способы
деятельности для решения новых задач (проблем);
- способен предложить собственный замысел и воплотить его в работе;
- осуществляет логические действия анализ, синтез, обобщение, сравнение,
классификацию и устанавливает причинно-следственные связи.
Метапредметные результаты:
- понимает словесные инструкции взрослого и действует в соответствии с ними;
- использует полученные знания в быту, игре, при конструировании и в других
видах деятельности;
- понимает задание и выполнять его самостоятельно.
Предметные результаты:
- сравнивает группы предметов по количеству;
- считает в пределах 20 в прямом
и обратном порядке, правильно пользуется
порядковыми и количественными числительными;
- соотносит цифру с количеством предметов;
- измеряет длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагает
предметы в порядке увеличения и в порядке их уменьшения длины, ширины,
высоты;
- разбивает фигуры на несколько частей и составляет целые фигуры из частей;
- выражает словами местонахождение предмета, ориентируется на листе
бумаги (вверху, внизу, справа, слева, посередине);
- называет
части
суток,
последовательность
дней
в
неделе,
последовательность месяцев в году;
- имеет представление о многоугольнике. Понимает геометрические понятия:
линия, точка, прямая, луч, отрезок, ломаная линия, угол (прямой, острый, тупой);
- знает горизонтальные, вертикальные линии. Умеет пользоваться линейкой,
трафаретами;
- воспроизводит предлагаемые графические образцы;
- имеет представление об определении времени по часам. Понимает отношение во
времени: минута – час, неделя – месяц, месяц - год.
Возраст участников программы: программа рассчитана на детей 5 – 7 лет.
Вид группы: 10 – 22 человек.
Сроки реализации программы: программа является долгосрочной (реализуется с 1
октября по 30 апреля).
Формы по содержанию: теоретическая и практическая.
групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Режим занятий: каждая пятница с 17.30 до 18.00
Принципы организации:
1. Личностный подход в воспитании:
- признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
2. Природосообразность воспитания:
- обязательный учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей.
3. Гуманизация межличностных отношений:
- уважительное отношение между взрослыми и детьми;
- уважение и терпимость к мнению детей;
- создание ситуаций успеха;
- формирование чувства ответственности за свои решения, действия и поступки.
4. Дифференциация воспитания:
- отбор содержания форм и методов образования в отношении с индивидуальнопсихологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения из одного вида деятельности в другой во
время занятия;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
5. Формирование качеств, составляющих культуру поведения, санитарногигиеническую культуру.
6. Формирование отношений сотрудничества в детском коллективе и во
взаимодействиях со взрослыми.
Данная программа является комплексной, включает в себя:
1. Образовательные технологии:
- Личностно – ориентированные технологии.
- Технология развивающего обучения.
- Игровая технология.
2. Различные виды деятельности:
- познавательная;
- коммуникативная;
- продуктивная;
- двигательная.
3. Методы: словесный, наглядный, игровой.
4. Приемы:
1) рассказ;
2) беседа;
3) описание;
4) указание и объяснение;
5) вопросы детям;
6) ответы детей, образец;
7) показ реальных предметов, картин;
8) действия с числовыми карточками, цифрами;
9) модели и схемы;
10)
дидактические игры и упражнения;
11)
логические задачи;
12)
игры-эксперименты;
13)
развивающие и подвижные игры и др.
Содержание программы
Все занятия проводятся на основе разработанных конспектов в занимательной
игровой форме, что не утомляет маленького ребёнка и способствует лучшему
запоминанию математических понятий. Сюжетность занятий и специально
подобранные задания способствуют развитию психических процессов (внимания,
памяти, мышления), мотивируют деятельность ребёнка и направляют его
мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.
Учебный (тематический) план
№
п/п
План
Время
Всего
Теория
Практика
Формы
аттестации и
контроля
Октябрь
№1
«Количественный,
порядковый и
обратный счет в
пределах 10.
Написание цифр 1-5.
Соотнесение
количества предметов
с числом. Повторение
названий дней
недели.»
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках
№2
«Повторение занятия
№1. Состав числа 2, 3
из
двух меньших чисел.
Написание цифр 2-3.
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
беседа, обсуждение
Решение математических
задач»
№3
«Повторение занятия
№2. Танграмм. Нарисуй
по клеточкам «Дерево»»
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
анализ работ
№4
«Преобразование
геометрических фигур,
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра, беседа
состав чисел 4 – 5 из
меньших. Написание
цифр 4- 5. Игра:
«От широкого к
узкому»»
Ноябрь
№5
«Решение логических
задач. Определение
места числа. Знакомство
с измерительной мерой –
см. Измерение предмета
– книга. Повторение
частей суток.»
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Обсуждение, анализ,
индивидуальная
работа
№6
«Состав чисел 6 - 7 из
двух
наименьших чисел.
Написание цифр 6-7.
Блоки Дьенеша»
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра
30 мин.
«Арифметические
задачи на сложение в
пределах 7. Запись
решения задач. Игра на
пространственное
расположение»
30 мин.
«Математические
загадки. Игра: «Соседи
числа». Игра: «Третий
лишний». Повторение
времена года (месяцы
осени).»
Декабрь
5 мин.
25 мин.
Обсуждение.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра
5 мин.
25 мин.
Беседа, игры,
обсуждение, опрос
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
наблюдение
№7
№8
№9
«Арифметические
задачи на вычитание.
Измерение длины
сторон геометрических
фигур. «Дорисуй
вторую половину
предмета» (рисование
из геометрических
№ 10
№ 11
№ 12
№ 13
№ 14
№ 15
фигур)»
30 мин.
«Состав числа 8, 9 из
двух наименьших
чисел. Написание
цифр 8,9.
Придумывание
задач по рисункам.
Повторение месяцев
последовательно.»
30 мин.
«Повторение занятия
№10. Работа с
трафаретами. Игра:
«Шире – уже, нижевыше». Деление круга
на части (две, четыре,
восемь)»»
30 мин.
«Измерение жидкости
с
помощью условной
мерки. «Сосчитай,
соотнеси». Работа с
блоками Дьенеша»
Январь
«Состав числа 10 из
двух
наименьших чисел,
составление задач.
Повторение: части
суток, дни недели,
времена года, месяцы
зимы»
«Ориентировка в
пространстве,
геометрические
фигуры,
Знакомство с
многоугольником,
рассматривание углов
многоугольника,
закрепление понятий:
вершина, сторона;
знакомство с понятием
угол.»
«Состав числа 11,12 из
двух наименьших
чисел. Написание цифр
11,12. Временные
соотношения,
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
обсуждение
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа, игра,
наблюдение
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
наблюдение, игра
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра, взаимоанализ
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
опрос, беседа
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
опрос
логические задачи»
Февраль
№ 16
№ 17
№ 18
№ 19
«Составление условий
задач по
решению.
Графический диктант.
Знакомство с
понятием: час, часы,
стрелки: часовая,
минутная»
«Знакомство с
вертикальными и
горизонтальными
прямыми линиями, их
изображение с
помощью линейки, их
измерение. Загадки про
геометрические
фигуры, изображение
фигур. «Часы»»
«Состав числа 13,14 из
двух наименьших
чисел. Написание цифр
13,14. Повторение
частей
многоугольников.
Знакомство с прямым
углом «Часы»»
«Повторение понятия
«прямой угол».
Знакомство с
понятиями «тупой,
острый угол». Игра:
«Начерти угол по
описанию». «Часы»»
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
наблюдение, беседа
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
обсуждение, беседа
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
обсуждение
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Игра, наблюдение,
обсуждение
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра, обсуждение
Март
№ 20
««Состав числа 15,16
из двух наименьших
чисел. Написание цифр
15,16. Игра: «Что
легче?» (измерение
веса предмета). «Час,
половина часа
(знакомство и
закрепление на
циферблате часов»
30 мин.
№ 21
№ 22
№ 23
№ 24
№ 25
№ 26
30 мин.
«Блоки Дьенеша».
(рассматривание тела,
его зарисовка). Работа
с весами. Игра:
«Расположи предметы
в порядке увеличения
(уменьшения) веса.
«Час, половина часа»
(знакомство и
закрепление на
циферблате часов»
30 мин.
«Состав числа 17,18 из
двух наименьших
чисел. Написание цифр
17,18. Игра: «Соотнеси
предметы с числом».
Математические
задачи на сложение и
вычитание. Запиши
решение»
30 мин.
«Преобразование
геометрических фигур
с помощью линейки.
Знакомство с
понятиями: луч,
отрезок, точка.
Закрепление понятий»
Апрель
5 мин.
25 мин.
Игра, наблюдение,
взаимноанализ
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра, беседа,
обсуждение
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
наблюдение,
обсуждение
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
беседа, игра
30 мин.
5 мин.
25 мин.
Индивидуальная
работа на карточках,
игра, обсуждение
«Состав числа 19,20 из
двух наименьших
чисел. Написание цифр
19,20. Работа с часами.
Закрепление времён
года, последовательное
название месяцев.
Игра: «Когда это
бывает?»
«Графический диктант.
Порядковый и
обратный счёт в
пределах 20. Игра:
«Сравни >, <, = »»
«Игра: «Путешествие
по математике».
«Математический
кроссворд» (итоговое
занятие для детей)
30 мин.
Обсуждение,
наблюдение, анализ
№ 27
«Игра: «Путешествие
по математике»
(итоговое занятие для
родителей)
30 мин.
Обсуждение,
наблюдение, анализ
Содержание учебного плана
1. «Количественный, порядковый и обратный счет в пределах 10. Написание
цифр 1-5. Соотнесение количества предметов с числом. Повторение названий
дней недели.».
Теория: Повторение счёта в пределах 10 и обратно. Знакомство с правильным
написанием цифр до 10.
Повторение названий дней недели.
Практика: Написание цифр 10. Игра «Соотнеси правильно».
«Повторение занятия №1.
2. Состав числа 2, 3 из двух меньших чисел. Решение математических задач».
Теория: Повторение счёта в пределах 10 и обратно, повторение дней недели.
Знакомство с правильным написанием цифр 2-3. Знакомство с составом числа 2, 3.
Практика: Написание цифр 2, 3. Закрепление состава числа 2,3. Решение
математических задач на сложение в пределах 3.
3. «Повторение занятия №2. Танграмм. Нарисуй по клеточкам «Дерево»».
Теория: Повторение состава чисел 2, 3. Знакомство с головоломкой «Танграмм».
Знакомство с графическим диктантом.
Практика: «Составь предмет по образцу, с помощью головоломки «Танграмм».
Работа в тетради в клеточку «Графический диктант «Дерево»».
4. «Преобразование геометрических фигур, состав чисел 4 – 5 из меньших.
Написание цифр 4- 5. Игра: «От широкого к узкому»»
Теория: Знакомство с преобразованием геометрических фигур в предмет.
Знакомство с составом числа 4, 5 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 4, 5.
Практика: Игра: «Дорисуй предмет». Написание цифр 4, 5. Закрепление состава
числа 4, 5. Игра «От широкого к узкому» (используя закономерность).
5. «Решение логических задач. Определение места числа. Знакомство с
измерительной мерой – см. Повторение частей суток.»
Теория: Повторение числового ряда в пределах 10. Знакомство с измерительной
мерой – сантиметр. Повторение частей суток.
Практика: Решение логических задач. Игра: «Найди место числу». Измерение
линейкой карандаша и ручки. Игра: «Когда это бывает?»
6. «Состав чисел 6 - 7 из двух наименьших чисел. Написание цифр 6-7. Блоки
Дьенеша».
Теория: Знакомство с составом числа 6, 7 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 6, 7. Знакомство с блоками Дьенеша.
Практика: Закрепление состава числа 6. 7. Написание цифр 6, 7. Работа с блоками
Дьенеша.
7. «Арифметические задачи на сложение в пределах 7. Запись решения задач.
Игра на пространственное расположение».
Теория: Повторение решения задач. Знакомство с записью решения задач.
Практика: Решение задач на сложение в пределах 7, запись решения задачи. Игра:
«Где я?».
8. «Математические загадки. Игра: «Соседи числа». Игра: «Третий лишний».
Повторение времена года (месяцы осени).»
Теория: Знакомство с математическими загадками. Повторение классификаций
(посуда, мебель, транспорт и др.). Повторение времён года, месяцев осени.
Практика: Отгадывание математических загадок. Игра: «Соседи числа». Игра:
«Третий лишний».
9. «Арифметические задачи на вычитание. Измерение длины сторон
геометрических фигур. «Дорисуй предмет» (рисование из геометрических
фигур)»
Теория: Знакомство с арифметическими задачами на вычитание. Повторение
измерительной меры: сантиметр.
Практика: Решение арифметических задач. Измерение геометрических фигур с
помощью линейки. Игра: «Дорисуй вторую половину предмета».
10. «Состав числа 8, 9 из двух
наименьших чисел. Написание цифр 8,9.
Придумывание
задач
по
рисункам.
Повторение
месяцев
года
последовательно.»
Теория: Знакомство с составом числа 8, 9 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 8, 9. Знакомство с примерами задач по рисункам. Повторение
месяцев года.
Практика: Закрепление состава числа 8.9. Написание цифр 8, 9. Придумывание
задач по рисункам. Игра: «Когда это бывает? Месяцы года»
11. «Повторение занятия №10. Работа с трафаретами. Игра: «Шире – уже, нижевыше». Деление круга на части (две, четыре, восемь)»»
Теория: Повторение состава чисел 8, 9. Знакомство с трафаретом, с правилами его
использования. Повторение понятий «шире-уже, ниже-выше». Знакомство деления
круга на несколько частей.
Практика: Повторение состава чисел 8, 9. Рисование при помощи трафарета. Игра:
«Шире-уже, ниже-выше». Деление круга на части (две, четыре, восемь).
12.«Измерение жидкости с помощью условной мерки. «Сосчитай, соотнеси».
Работа с блоками Дьенеша».
Теория: Рассказ и показ, как можно измерить объём жидкости, сравнение жидкости
в разных сосудах. Повторение соотнесение количества предметов с цифрой.
Повторение упражнений с блоками Дьенеша.
Практика: Сравнение объёма жидкости в сосудах разной формы, выводы. Игра:
Сосчитай, соотнеси». Игра с карточками по блокам Дьенеша: «Выложи по образцу».
13. «Состав числа 10 из двух наименьших чисел,составление задач. Повторение:
части суток, дни недели, времена года, месяцы зимы»
Теория: Знакомство с составом числа 10 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 10. Повторение частей суток, дней недели, времена года.
Знакомство с названиями месяцев зимы.
Практика: Закрепление состава числа 10. Написание цифры 10. Игра: «Когда это
бывает?». Закрепление месяцев зимы.
14. «Ориентировка в пространстве, геометрические фигуры. Знакомство с
многоугольником, рассматривание углов многоугольника, закрепление
понятий: вершина, сторона; знакомство с понятием угол.».
Теория: Напомнить детям расположение сторон в пространстве относительно себя.
Повторение названий геометрических фигур, определение на какие геометрические
тела похожи. Познакомить с многоугольником, дать понятия «вершина, сторона,
угол»
Практика: Игра: «Найди правильное место» (ориентировка в пространстве). Игра:
«На что похоже?». Изображение многоугольника, определение вершин, сторон,
углов.
15. «Состав числа 11,12 из двух наименьших чисел. Написание цифр 11,12.
Временные соотношения, логические задачи».
Теория: Знакомство с составом числа 11, 12 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 11,12. Знакомство с решением логических задач на временные
соотношения.
Практика: Закрепление состава чисел 11, 12. Написание цифр 11, 12. Решение
логических задач.
16. «Составление условий задач по решению. Графический диктант. Знакомство
с понятием: час, часы, стрелки: часовая, минутная».
Теория: Знакомство со способом составления условий задач. Знакомство с
понятием: часы, час, стрелки.
Практика: Составление условий задач. Графический диктант. Закрепление
понятий: часы, час, стрелки: часовая, минутная.
17. «Знакомство с вертикальными и горизонтальными прямыми линиями, их
изображение с помощью линейки, их измерение. Загадки про геометрические
фигуры, изображение фигур. «Часы»».
Теория: Знакомство с вертикальными и горизонтальными прямыми линиями.
Загадки про геометрические фигуры. Повторение времени.
Практика: Изображение вертикальной и горизонтальной линий, их измерение
линейкой. Отгадывание загадок про геометрические фигуры. Работа с часами.
18. «Состав числа 13,14 из двух наименьших чисел. Написание цифр 13,14.
Повторение частей многоугольников. Знакомство с прямым углом. «Часы»»
Теория: Знакомство с составом числа 13.14 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 13,14. Повторение частей многоугольников. Знакомство с прямым
углом. Повторение времени.
Практика: Закрепление состава чисел 13, 14. Написание цифр 13, 14. Закрепление
частей многоугольника. Знакомство с понятием: «прямой угол». Работа с часами.
19.«Повторение понятия «прямой угол». Знакомство с понятиями «тупой, острый
угол». Игра: «Начерти угол по описанию». «Часы»».
Теория: Повторение понятия «прямой угол». Знакомство с понятиями «прямой,
тупой угол». Повторение времени.
Практика: Закрепление понятия «прямой угол», знакомство с понятиями «тупой,
острый угол». Игра: «Начерти угол по описанию». Работа с часами.
20. «Состав числа 15,16 из двух наименьших чисел. Написание цифр 15,16. Игра:
«Что легче?» (измерение веса предмета). «Час, половина часа (знакомство и
закрепление на циферблате часов».
Теория: Знакомство с составом числа 15, 16 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 15, 16. Знакомство с измерением веса предмета. Знакомство с
понятием половина часа.
Практика: Закрепление состава чисел 15, 16. Написание цифр 15, 16. Игра: «Что
легче?». Понятие половина часа. Закрепление на циферблате часов.
21.«Блоки Дьенеша». (рассматривание тела, его зарисовка). Работа с весами.
Игра: «Расположи предметы в порядке увеличения (уменьшения) веса». «Час,
половина часа» (знакомство и закрепление на циферблате часов»
Теория: Знакомство с зарисовкой блоков Дьенеша в разных пропорциях (спереди,
сверху, сбоку. Знакомство с весами. Повторение времени, работа с циферблатолм.
Практика: Зарисовка блоков Дьенеша в трёх пропорциях. Игра: «Расположи
предметы в порядке увеличения (уменьшения) веса». Работа с часами.
22. «Состав числа 17,18 из двух наименьших чисел. Написание цифр 17,18. Игра:
«Соотнеси предметы с числом». Математические задачи на сложение и
вычитание. Запиши решение»
Теория: Знакомство с составом числа 17, 18 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 17, 18. Математические задачи на сложение.
Практика: Закрепление состава чисел 17, 18. Написание цифр 17, 18. Игра:
«Соотнеси предметы с числом». Запись математических задач на сложение.
23. «Преобразование геометрических фигур с помощью линейки. Знакомство с
понятиями: луч, отрезок, точка. Закрепление понятий».
Теория: Показ примера преобразования геометрических фигур с помощью линейки.
Знакомство с понятиями: «точка, луч, отрезок».
Практика: Преобразование геометрических фигур с помощью линейки.
Закрепление понятий: «точка, луч, отрезок»
24. «Состав числа 19,20 из двух наименьших чисел. Написание цифр 19,20.
Работа с часами. Закрепление времён года, последовательное название
месяцев. Игра: «Когда это бывает?»
Теория: Знакомство с составом числа 19, 20 из меньших. Знакомство с правильным
написанием цифр 19, 20.
Практика: Закрепление состава чисел 19, 20. Написание цифр 19, 20.
25. «Графический диктант. Порядковый и обратный счёт в пределах 20. Игра:
«Сравни >, <, = »»
Теория: Знакомство с понятием: «по диагонали». Повторение счёта порядкового и
обратного в пределах 20. Закрепление знаков «>, <, =»
Практика: Графический диктант с линиями по диагонали. Закрепление
порядкового и обратного счёта в пределах 20. Игра: «Сравни >, <, = »»
26. «Игра: «Путешествие по математике». «Математический
(итоговое занятие для детей)
Теория: Объяснение правил игры. Итоговое занятие для детей.
Практика: Проведение мероприятия для детей. Подведение итогов.
кроссворд»
27. «Игра: «Путешествие по математике» (итоговое занятие для родителей)
Теория: Объяснение правил игры. Итоговое занятие для родителей.
Практика: Проведение мероприятия для родителей. Подведение итогов.
Алгоритм учебного занятия:
1 часть. Вводная (организационный, сюрпризный момент, разворачивание
сюжета, постановка цели занятия).
2 часть. Основная (последовательное решение всех поставленных задач).
- описание
основных форм и методов организации индивидуальной,
групповой деятельности воспитанников;
- методика изложения нового материала;
- описание
форм и методов достижения поставленных целей в ходе
закрепления нового материала;
- постановка целей самостоятельной работы детей;
- описание
методов организации совместной деятельности педагога с
обучающимися.
3 часть. Заключительная (подведение итогов занятия (обобщение).
- оценка деятельности детей;
- фиксация в речи детей нового знания или способа действия;
- организация
рефлексии и самооценки собственной и коллективной
деятельности;
- осмысление достижений, определение перспективы полученных знаний;
- мотивация на дальнейшее использование полученных знаний, умений и
навыков).
Система мотивации и стимулирования детей: Похвала, поддержка и
подбадривание детей. Самооценка выполненной работы детьми.
Формы и методы, используемые при реализации программы:
- игровые упражнения;
- дидактические игры;
- создание и решение проблемных ситуаций;
- самопроверка.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: игра, беседа,
индивидуальные задания на карточках, опрос, наблюдение, самостоятельное
выполнение заданий. Формы предъявления и демонстрации образовательных
результатов: диагностическая карта, контрольная работа, открытое занятие.
Оценочные материалы: Для отслеживания результативности образовательной
деятельности по программе проводятся входной и итоговый контроль по
критериям в диагностических листах (Приложение 1)
- Оценочная система:
- -высокий уровень – 70-100%
- -средний уровень – 50-70%
- -низкий уровень – до 50%
Количество занятий
неделя
месяц
Год
1
4
27
Календарный учебный график
Начало образовательного периода
01.10.
Праздничные дни
04.11.
23.02.
08.03.
01.05.
08-09.05.
Каникулы
с 28.12. по 10.01.
Окончание образовательного периода
30.04.
Продолжительность
образовательного периода
за исключением каникул
27 недель
Расписание образовательной деятельности по программе
День недели
понедельник
вторник
среда
четверг
пятница
-
-
-
-
17.30 - 18.00
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
Целью взаимодействия с родителями воспитанников по Программе является
удовлетворение запроса в индивидуализации образовательного процесса ребенка
дошкольного возраста.
Формы и методы работы с семьями воспитанников:
- анкетирование;
- индивидуальное консультирование;
- открытые просмотры занятия.
Кадровые условия
Реализацию Программы обеспечивает педагог, прошедший профессиональную
переподготовку и имеющий право вести педагогическую деятельность по
разработке и реализации программ дополнительного образования детей и взрослых.
Педагог повышает уровень квалификации в соответствие с требованиями
законодательства.
Материально-техническое обеспечение Программы
Общее оборудование
№
Наименование
Кол-во, шт.
1.
Детские столы
11
2.
Детские стульчики
22
3.
Стол для педагога
1
В соответствии с дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программой, с целью ее реализации, с учетом возрастных особенностей детей в
учебном кабинете создана материально-техническая база, призванная обеспечить
достаточный уровень математической подготовки детей к школе.
Перечень оборудования и материалов:
- магнитно-маркерная доска
- ноутбук
- часы настенные
- наглядно-методический материал
- счетный материал
- демонстрационный и раздаточный материал
- канцелярские принадлежности
- тетради в клетку.
Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- Примерные конспекты в подготовительной группе https://ignom.ru/books/metlina_matematika/metl50.html
- Задачи в стихах. https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2013/08/29/
- 103 загадки про математику: изучаем действия и цифры https://multimama.ru/zagadki-pro-matematiku/
- Видеоуроки для дошкольников по математике
https://yandex.ru/video/search?text=видеоуроки%20для%20дошкольников%20по%20м
атема тике&path=wizard&wiz_type=vital
- Сборник математических игр для дошкольников https://infourok.ru/sbornikmatematicheskih-i
- Яндекс. Дидактические картинки.
https://yandex.ru/images/search?text=дидактические%20игры%20для%20дошкольни
ков%20 6-7%20лет%20по%20математике&from=tabbar
Список литературы для педагога:
1. Арстанова Л.Г. Занятия и развлечения со старшими дошкольниками.
Волгоград –2009.
2. Беженова М.А. Веселая математика. – Донецк, 2001.
3. Дъяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 2006.
4. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. – Минск, 2017.
5. Колесникова Е. В. Математика для дошкольников 6—7 лет. М.: ГНОМ и Д, 2001.
6. Петерсон Л.Г., Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька...
Практический курс математики для дошкольников. Методические
рекомендации. – М.: Ювента, 2006
7. Подходова Н.С., Горбачева М.В., Мистонов А.А. Волшебная страна фигур.
– СПб.: Питер, 2000
8. Тарабарина Т.И., Елкина Л.В. И учеба, и игра: математика. – Ярославль., 2000.
9. Фалькович Т.А., Барылкина Л.П.. Формирование математических
представлений. Москва, ВАКО, 2005г.
Список литературы для обучающихся:
1. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей
5 – 6 лет. – М., 2004.
2. Васильева Н.Н., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. –
Ярославль, 2008.
3. Волина В.В. Праздник числа. Занимательная математика для детей. – М., 2004.
4. Игнатьева Л.В. Примеры и задачи от 0 до 20. «Ювента», 2016 г.Карпова Е.В.
Дидактические игры. – Ярославль, 2007.
5. Колесникова Е.В. Математика для дошкольников 5 – 6 лет. – М., 2001.
6. Хилтунен Е.А. Считаем сами. Рабочая тетрадь по математике.
Национальное образование, 2017 г.
7. Подготовка
дошкольника
к
обучению
решения
задач.
https://pandia.ru/text/79/112/31961.php
Список литературы для родителей:
1. Давыдова М.А., Агапова И.А. Мы поступаем в 1 класс. – М., 2000.
2. Истомина, Н. Б. Готовимся к школе. Математическая подготовка детей
старшего дошкольного возраста. Тетрадь для дошкольников. В 2 частях.
Часть 1 / Н.Б. Истомина. - М.: Ассоциация XXI век, 2015.
3. Михайлова, З.А. Логико-математическое развитие дошкольников / З.А.
Михайлова. - М.: Детство-Пресс, 2015
4. Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. Серия «Учебные пособия».
Ростов н/Д: Феникс, 2000. - 160 с.
ДИАГНОСТИКА ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
«Юный математик»
№ Ф.И.ребенка
1
2
3
4
5
Называе
т числа в
предела х
10 и
соотнос
ит цифру
с количес
твом
предмет
ов
Умеет
проводи
ть
вычисле
ния и
сравнив
ать
количес
тво
предмет
ов
Умеет
выполня
ть
графиче
ские
работы
Ориенти
руется
на
плоскос
ти и в
простра
нстве
Умеет
решать
задачи в
одно
действие
Ориентир
Умеет
уется во выполня
временны
ть
х
логическ
значениях
ие
задания
Общее
число
верных
ответов
н.
пр
н.
пр
н.
пр
н.
пр
н.
пр
н.
пр
н.
пр
к.
пр
к.
пр
к.
пр
к.
пр
к.
пр
к.
пр
н.
пр
к.
пр
к.
пр
6
7
8
9
10
21
22