Одобрено педагогическим советом МАДОУ «Детский сад №4» Протокол №1 от «31» августа 2023г. Утверждаю: Заведующий МАДОУ «Детский сад №4 » ______________О.В. Мельникова Приказ №248/01-18 от «31» августа 2023г. Рабочая программа воспитания Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка» (приложение к ОП ДО и ОАП ДО МАДОУ «Детский сад №4») Содержание 1.Целевой раздел программы воспитания 1.1 Цели и задачи программы воспитания 1.2 Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста 1.3 Целевые ориентиры воспитания на этапе завершения программы 2.Содержательный раздел программы воспитания 2.1Воспитывающая среда образовательной организации 2.2Общности образовательной организации. 2.3. Формы совместной деятельности в образовательной организации 2.4 Часть программы формируемая участниками образовательных отношений 3. Организационный раздел программы воспитания 3.1.Календарный план воспитательной работы 3 3 7 10 12 15 16 21 25 26 28 2 1 .Целевой раздел рабочей программы воспитания. 1.1Цели и задачи воспитания. Общая цель воспитания в МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4 – личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает: 1) формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; 2) формирование ценностного отношения к окружающему миру (природному и социокультурному), другим людям, самому себе; 3) становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами. Общие задачи воспитания в МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4» 1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребенка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию; 4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребенка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей. Направления воспитания. 1. Патриотическое направление воспитания. 1) Цель патриотического направления воспитания – содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и 3 культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. 2) Ценности – Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, ощущения принадлежности к своему народу. 3) Патриотическое направление воспитания базируется на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций. 4) Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины (предполагает конкретные каждодневные дела, направленные, например, на поддержание чистоты и порядка, опрятности и аккуратности, а в дальнейшем – на развитие всего своего населенного пункта, района, края, Отчизны в целом). 2. Духовно–нравственное направление воспитания. 1) Цель духовно–нравственного направления воспитания – формирование способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, индивидуально-ответственному поведению. 2) Ценности – жизнь, милосердие, добро лежат в основе духовно– нравственного направления воспитания. 4 3) Духовно-нравственное воспитание направлено на развитие ценностносмысловой сферы дошкольников на основе творческого взаимодействия в детско-взрослой общности, содержанием которого является освоение социокультурного опыта в его культурно-историческом и личностном аспектах. 3. Социальное направление воспитания. 1) Цель социального направления воспитания – формирование ценностного отношения детей к семье, другому человеку, развитие дружелюбия, умения находить общий язык с другими людьми. 2) Ценности – семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. 3) В дошкольном детстве ребенок начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах других людей. Формирование ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором проявляется личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях. 4) Важной составляющей социального воспитания является освоение ребенком моральных ценностей, формирование у него нравственных качеств и идеалов, способности жить в соответствии с моральными принципами и нормами и воплощать их в своем поведении. Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений, формированием навыка культурного поведения. 4. Познавательное направление воспитания. 1) Цель познавательного направления воспитания – формирование ценности познания. 5 2) Ценность – познание лежит в основе познавательного направления воспитания. 3) В ДОО проблема воспитания у детей познавательной активности охватывает все стороны воспитательного процесса и является непременным условием формирования умственных качеств личности, самостоятельности и инициативности ребенка. Познавательное и духовно-нравственное воспитание должны осуществляться в содержательном единстве, так как знания наук и незнание добра ограничивает и деформирует личностное развитие ребенка. 4) Значимым является воспитание у ребенка стремления к истине, становление целостной картины мира, в которой интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное отношение к миру, людям, природе, деятельности человека. 5. Физическое и оздоровительное направление воспитания. 1) Цель физического и оздоровительного воспитания – формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. 2) Ценности – жизнь и здоровье лежат в основе физического и оздоровительного направления воспитания. 3) Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. 6. Трудовое направление воспитания. 1) Цель трудового воспитания – формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду. 2) Ценность – труд лежит в основе трудового направления воспитания. 3) Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; 6 стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей Самостоятельность к в осознанию выполнении нравственной трудовых стороны поручений труда. способствует формированию ответственности за свои действия. 7. Эстетическое направление воспитания. 1) Цель эстетического направления воспитания – способствовать становлению у ребенка ценностного отношения к красоте. 2) Ценности – культура, красота, лежат в основе эстетического направления воспитания. 3) Эстетическое воспитание направлено на воспитание любви к прекрасному в окружающей обстановке, в природе, в искусстве, в отношениях, развитие у детей желания и умения творить. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющих внутреннего мира ребенка. Искусство делает ребенка отзывчивее, добрее, обогащает его духовный мир, способствует воспитанию воображения, чувств. Красивая и удобная обстановка, чистота помещения, опрятный вид детей и взрослых содействуют воспитанию художественного вкуса. Целевые ориентиры воспитания. 1) Деятельность воспитателя нацелена на перспективу становления личности и развития ребенка. Поэтому планируемые результаты представлены в виде целевых ориентиров как обобщенные «портреты» ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов. 2) В соответствии с ФГОС дошкольного образования оценка результатов воспитательной работы не осуществляется, так как целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. 7 1.2Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам). Направление Ценности Целевые ориентиры Родина, природа Проявляющий воспитания Патриотическое привязанность к близким людям, бережное отношение к живому Духовно- Жизнь, Способный понять и принять, что нравственное милосердие, такое добро Проявляющий сочувствие, доброту. Социальное Человек, «хорошо» и «плохо». семья, Испытывающий чувство удовольствия дружба, в случае одобрения сотрудничество огорчения в случае неодобрения со стороны и чувство взрослых. Проявляющий интерес к другим детям и способный бесконфликтно играть рядом с Проявляющий Способный ними. позицию к «Я сам!». самостоятельным (свободным) активным действиям в общении. Познавательное Познание Проявляющий интерес к окружающему миру. Любознательный, активный в поведении и деятельности. Физическое и Здоровье, жизнь оздоровительное Понимающий ценность здоровья, владеющий способами укрепления жизни и основными здоровья – 8 физическая культура, закаливание, утренняя гимнастика, личная гигиена, безопасное поведение стремящийся к и другое; сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Трудовое Труд Поддерживающий элементарный порядок в окружающей обстановке. Стремящийся помогать старшим в доступных Стремящийся трудовых к действиях. результативности, самостоятельности, ответственности в самообслуживании, в быту, в игровой и других видах деятельности (конструирование, лепка, художественный труд, детский дизайн и другое). Эстетическое Культура красота и Проявляющий эмоциональную отзывчивость на окружающем мире красоту и в искусстве. Способный к творческой деятельности (изобразительной, декоративно- оформительской, музыкальной, словесно-речевой, театрализованной и 9 другое). 1.3Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения ОП ДО. Направления Ценности Целевые ориентиры Родина, природа Любящий свою имеющий представление воспитания Патриотическое стране – чувство малую России, родину о и своей испытывающий привязанности к родному дому, семье, близким людям. Духовно– Жизнь, Различающий основные проявления нравственное милосердие, добра добро уважающий традиционные ценности, и ценности зла, принимающий семьи и и общества, правдивый, искренний, способный к сочувствию и заботе, к нравственному поступку. Способный не равнодушным проявлять к заботу; оставаться чужому горю, Самостоятельно различающий основные отрицательные и положительные человеческие качества, иногда прибегая к помощи взрослого в ситуациях морального выбора. Социальное Человек, дружба, семья, Проявляющий ответственность за свои действия и поведение; принимающий и 10 сотрудничество уважающий различия между людьми. Владеющий основами речевой культуры. Дружелюбный и доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, способный взаимодействовать со взрослыми и сверстниками на основе общих интересов и дел. Познавательное Познание Любознательный, наблюдательный, испытывающий потребность самовыражении, в том в числе творческом. Проявляющий активность, самостоятельность, инициативу познавательной, игровой, коммуникативной видах в и продуктивных деятельности и в самообслуживании. Обладающий мира на первичной основе картиной традиционных ценностей. Физическое и Здоровье, жизнь оздоровительное Понимающий ценность владеющий основными укрепления здоровья жизни, способами – занятия физической культурой, закаливание, утренняя личной гимнастика, гигиены и соблюдение безопасного поведения и другое; стремящийся к 11 сбережению и укреплению собственного здоровья и здоровья окружающих. Проявляющий интерес к физическим упражнениям и подвижным играм, стремление к личной и командной победе, нравственные и волевые качества. Демонстрирующий потребность двигательной в деятельности. Имеющий представление о некоторых видах спорта и активного отдыха. Трудовое Труд Понимающий ценность труда в семье и в обществе на основе уважения к людям труда, результатам их деятельности. Проявляющий выполнении трудолюбие поручений при и в самостоятельной деятельности. Эстетическое Культура красота и Способный воспринимать чувствовать природе, прекрасное поступках, Стремящийся к в и быту, искусстве. отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности. 2 .Содержательный раздел рабочей программы воспитания. 1. Уклад МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4. 12 Уклад, в качестве установившегося порядка жизни МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4, определяет мировосприятие, гармонизацию интересов и возможностей совместной деятельности детских, взрослых и детско-взрослых общностей в пространстве дошкольного образования. Это необходимый фундамент, основа и инструмент воспитания. Уклад задает и удерживает ценности воспитания для всех участников образовательных отношений: заведующего, воспитателей и специалистов, вспомогательного персонала, воспитанников, родителей (законных представителей), субъектов социокультурного окружения МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4. Основные характеристики МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4 Цель и смысл деятельности Реализация ОП ДО в соответствии с целями, задачами и принципами законодательства РФ детского сада, его миссия в сфере образования Принципы и Принципы жизни и воспитания строятся в жизни воспитания в детском саду соответствии с локальными нормативными актами МАДОУ Детский сад комбинированного вида « Искорка» № 4 и законодательством РФ к Культура Отношения их основополагающая воспитанникам, родителям поведения воспитателя часть – уклада. (законным Педагог всегда выходит навстречу родителям представителям), и приветствует родителей и детей первым. сотрудникам и партнерам Улыбка – обязательная часть приветствия. Педагог описывает события и ситуации, но не дает Тон им общения исключается ровный оценки. и дружелюбный, повышение голоса. 13 Придерживается внешнего вида, соответствующего общепринятому деловому стилю Ключевые правила детского Относится друг к другу с уважением и уметь слышать потребности других сада Традиции ритуалы, Традиционным является проведение: и особые нормы этикета в общественно–политических праздников («День Победы», «День детском саду защитника Отечества», «Международный женский день», «День народного единства»); сезонных праздников листопад», («Золотой «Новый год», «Масленица»); тематических мероприятий («День Здоровья», «День открытых дверей», «Неделя безопасности», «Книжкина неделя», «Театральная неделя», « Конкурс чтецов»); социальных и экологических акций («Открытка «Бессмертный для полк», ветерана», «Чистые дорожки», «Кормушка для птиц») РППС, Оформлены Особенности отражающие образ ценности детского сада и представлена патриотические символика уголки, где Свердловской области, города Реж и детского сада Социокультурный 14 контекст, внешняя МАДОУ Детский сад комбинированного социальная и культурная вида «Искорка» №4 сотрудничает с социальными партнерами: среда детского сада Режевской исторический музей; Муниципальное казенное учреждение « Центральная библиотека» МБУК « Центр национальных культур» ГБУ ДО СО Режевская ДШИ ОГИБДД ОМВД по Режевскому району Детская поликлиника 2.1 Воспитывающая среда образовательной организации. Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным ценностям российского общества. Пространство, называется в рамках которого воспитывающей происходит средой. процесс Основными воспитания, характеристиками воспитывающей среды являются ее содержательная насыщенность и структурированность. Воспитательная среда тесно связана с РППС и педагогическим коллективом МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 Они определяют: условия для формирования эмоционально-ценностного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям, себе; 15 условия для обретения ребенком первичного опыта деятельности и поступка в соответствии с традиционными ценностями российского общества; условия для становления самостоятельности, инициативности и творческого взаимодействия в разных детско-взрослых и детскодетских общностях, включая разновозрастное детское сообщество. 2.2 Общности образовательной организации. Общность характеризуется системой связей и отношений между людьми, основанной на разделяемых всеми ее участниками ценностных основаниях, определяющих цели совместной деятельности. В МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 следует выделить следующие общности: педагог – дети, родители (законные представители) – ребенок (дети), педагог – родители (законные представители). Ценности и цели профессионального сообщества, профессионально- родительского сообщества и детско-взрослой общности: быть примером в формировании ценностных ориентиров, норм общения и поведения; побуждать детей к общению друг с другом, поощрять даже самые незначительные стремления к общению и взаимодействию; поощрять детскую отдельными детьми дружбу, внутри стараться, группы чтобы дружба сверстников между принимала общественную направленность; заботиться о том, чтобы дети постоянно приобретали опыт общения на основе чувства доброжелательности; содействовать проявлению детьми заботы об окружающих, учить проявлять чуткость к сверстникам, побуждать детей сопереживать, беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу; 16 воспитывать в детях такие качества личности, которые помогают влиться в общество сверстников (организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.); учить детей совместной деятельности, насыщать их жизнь событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят; воспитывать в детях чувство ответственности перед группой за свое поведение. Особенности организации всех общностей и их роль в процессе воспитания детей. Профессионально-родительская общность включает работников МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в детском саду. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в детском саду. Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий, которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и воспитания. Субъектом воспитания и развития детей дошкольного возраста является детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности. Детско-взрослая общность является источником и механизмом воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его собственными. 17 Общность строится и задается системой связей и отношений ее участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач. Особенности обеспечения возможности разновозрастного взаимодействия детей. В детском саду обеспечена возможность взаимодействия ребенка, как со старшими, так и с младшими детьми. Включенность ребенка в отношения со старшими, помимо подражания и приобретения нового, рождает опыт послушания, следования общим для всех правилам, нормам поведения и традициям. Отношения с младшими – это возможность для ребенка стать авторитетом и образцом для подражания, а также пространство для воспитания заботы и ответственности. 4. Задачи воспитания в образовательных областях. Для проектирования содержания воспитательной работы необходимо соотнести направления воспитания и образовательные области. Содержание рабочей программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в ФГОС ДО: образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» соотносится с патриотическим, духовно-нравственным, социальным и трудовым направлениями воспитания; образовательная область «Познавательное развитие» соотносится с познавательным и патриотическим направлениями воспитания; образовательная область «Речевое развитие» соотносится с социальным и эстетическим направлениями воспитания; образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» соотносится с эстетическим направлением воспитания; образовательная область «Физическое развитие» соотносится с физическим и оздоровительным направлениями воспитания. 18 Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие», «Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд». Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания: воспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране; воспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (законным представителям), соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном; воспитание социальных сопереживанию, чувств общительности, и навыков: дружелюбия, способности к сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции; создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы; поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает: 19 воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны; приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России; воспитание уважения к людям – представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежности; воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну); воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы. Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», что предполагает: владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения; воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Культура», «Красота», «Человек», «Природа», что предполагает: воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения, любви) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социокультурного), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями); 20 приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры с целью раскрытия ценностей «Красота», «Природа», «Культура»; становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего мира и внутреннего мира ребенка; формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми; создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребенка с учетом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми). Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально–ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническими нормами и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. 2.3 Формы совместной деятельности в образовательной организации. 1. Работа с родителями (законными представителями). Работа с родителями (законными представителями) детей дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения детского сада. 21 Виды и формы деятельности по организации сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей), используемые в МБДОУ Детский сад № 1 в процессе воспитательной работы: родительское собрание; педагогические лектории; родительские конференции; круглые столы; родительские клубы, клубы выходного дня; мастер-классы. 2. События образовательной организации. Событие предполагает взаимодействие ребенка и взрослого, в котором активность взрослого приводит к приобретению ребенком собственного опыта переживания той или иной ценности. Событийным может быть не только организованное мероприятие, но и спонтанно возникшая ситуация, и любой режимный момент, традиции утренней встречи детей, индивидуальная беседа, общие дела, совместно реализуемые проекты и прочее. Проектирование событий позволяет построить целостный годовой цикл методической работы на основе традиционных ценностей российского общества. Это поможет каждому педагогу спроектировать работу с группой в целом, с подгруппами детей, с каждым ребенком. События в МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 проводятся в следующих формах: разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.); проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России; 22 создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.). 3. Совместная деятельность в образовательных ситуациях. Совместная деятельность в образовательных ситуациях является ведущей формой организации совместной деятельности взрослого и ребенка по освоению ОП ДО, в рамках которой возможно решение конкретных задач воспитания. Воспитание в образовательной деятельности осуществляется в течение всего времени пребывания ребенка в МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 . К основным видам организации совместной деятельности в образовательных ситуациях в МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 относятся: ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы; социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация, составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы с последующим обсуждением и выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение стихов наизусть; разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация, этюды–инсценировки; рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций, просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов; организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или авторских, детских поделок и тому подобное); экскурсии (в музей, в общеобразовательную организацию и тому подобное), посещение спектаклей, выставок; 23 игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом, личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение (одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд). 6. Организация предметно-пространственной среды. Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной среды может предусматривать совместную деятельность педагогов, обучающихся, других участников образовательных отношений по ее созданию, поддержанию, использованию в воспитательном процессе. Части среды, которые используются в воспитательной работе: знаки и символы государства, региона, населенного пункта и МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4; компоненты среды, отражающие региональные, этнографические и другие особенности социокультурных условий, в которых находится МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4; компоненты среды, отражающие экологичность, природосообразность и безопасность; компоненты среды, обеспечивающие детям возможность общения, игры и совместной деятельности; компоненты среды, отражающие ценность семьи, людей разных поколений, радость общения с семьей; компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность познавательного развития, экспериментирования, освоения новых технологий, раскрывающие красоту знаний, необходимость научного познания, формирующие научную картину мира; компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможность посильного труда, а также отражающие ценности труда в жизни человека и государства; 24 компоненты среды, обеспечивающие ребенку возможности для укрепления здоровья, раскрывающие смысл здорового образа жизни, физической культуры и спорта; компоненты среды, предоставляющие ребенку возможность погружения в культуру России, знакомства с особенностями традиций многонационального российского народа. Вся среда МАДОУ Детский сад комбинированного вида «Искорка» №4 является гармоничной и эстетически привлекательной. 7. Социальное партнерство. Реализация воспитательного потенциала социального партнерства предусматривает: участие представителей организаций–партнеров в проведении отдельных мероприятий (дни открытых дверей, государственные и региональные, праздники, торжественные мероприятия и тому подобное); участие представителей организаций–партнеров в проведении занятий в рамках дополнительного образования; проведение на базе организаций–партнеров различных мероприятий, событий и акций воспитательной направленности; реализация различных направленности, совместно проектов воспитательной разрабатываемых детьми, родителями (законными представителями) и педагогами с организациями–партнерами. 2.4 Содержание части рабочей программы воспитания, формируемой участниками образовательных отношений Объем формируемой части рабочей программы воспитания для детей дошкольного возраста, формируемой участниками 25 образовательных отношений, составляет 40% от общего объема времени на реализацию ОП ДО. Данная часть рабочей программы воспитания учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: - специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; - выбор тех парциальных образовательных программ, методик и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; - сложившиеся традиции ДОУ. Обогащение содержания образовательной деятельности обеспечивается в пяти образовательных областях. - Реализация (обогащение) содержания образования с учетом специфики национальных, социокультурных условий Среднего Урала в направлении всех пяти образовательных областях В направлении социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического, физического развития обеспечивается обогащение содержания модулями образовательной программы дошкольного образования «СамоЦвет» 3. Организационный раздел рабочей программы воспитания. В основе процесса воспитания детей в МАДОУ Детский сад комбинированного вида ценности российского № 4 « Искорка» лежат традиционные общества. Особые условия воспитания создаются для отдельных категорий обучающихся, имеющих особые 26 образовательные потребности: дети с ОВЗ, дети из социально уязвимых групп (воспитанники детских домов, дети из семей мигрантов и так далее), одаренные дети и другие категории. Инклюзия подразумевает готовность образовательной системы принять любого ребенка независимо (психофизиологических, от его социальных, особенностей психологических, этнокультурных, национальных, религиозных и других) и обеспечить ему оптимальную социальную ситуацию развития. Предполагаются следующие условия, обеспечивающие достижение целевых ориентиров в работе с особыми категориями детей: 1) направленное на формирование личности взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку с особыми образовательными потребностями предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств; учитываются особенности деятельности, средств ее реализации, ограниченный объем личного опыта детей особых категорий; 2) формирование игры как важнейшего фактора воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями, с учетом необходимости развития личности ребенка, создание условий для самоопределения и социализации детей на основе социокультурных, духовно–нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения; 3) создание воспитывающей среды, способствующей личностному развитию особой категории дошкольников, их позитивной социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению их здоровья и эмоционального благополучия; 4) доступность воспитательных мероприятий, совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учетом особенностей развития и образовательных потребностей ребенка; речь 27 идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной, когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны быть понятны ребенку с особыми образовательными потребностями; 5) участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями. 3.1Календарный план воспитательной работы Календарный план воспитательной работы МАДОУ Детский сад комбинированного вида № 4 « Искорка» сформирован на основании федерального календарного плана воспитательной работы, который является единым для всех дошкольных организаций. Все мероприятия плана проводятся с учетом особенностей ОП ДО, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся. 28 Направления воспитания в ДОО Сентябрь месяц патриотическое воспитание 7 сентября День Бородинского сражения духовно нравственное воспитание Международный день благотворительности позновательное Социальное 27 сентября День воспитателя и всех дошкольных работников Физическое и оздоровительное Кросс наций Эстетическое 1 сентября День знаний 16 октября Всемирный день хлеба Октябрь трудовое 5 октября День учителя 4 15 октября День отца в России 1 октября Международный день пожилых людей «Золотой листопад» праздник осени 29 Дек абрь Но ябр ь 4 ноября День народного единства 30 ноября День Государственного герба Российской Федерации 3 декабря День неизвестного солдата 26 ноября День матери в России 3 ноября День рождения Самуила Маршака 14 ноября Международный день логопеда 3 декабря Международный день инвалидов 8 декабря Международный день художника День заворачивания подарков 12 декабря День Конституции РФ Февраль январь 27 января День полного освобождения Ленинграда 21 февраля Международный деньродного языка 23 февраля День защитника Отечества март Новогодний утренник 28 января Международный день лего День спонтанного проявления доброты Неделя зимних игр и забав День здоровья 8 февраля День российской науки 21 марта Международный день теата кукол 18 марта День восссоединения 11 января Международный день "Спасибо" 1 марта День кошек в России 8 марта Международный женский день 4 февраля Международный день домашнего супа 5 марта Международный день выключенных гаджитов 17 февраля День рождения Агнии Барто 27 марта Всемирный день театра 31 марта День рождения Корнея 30 Крыма с Россией Апрель 12 День космонавтики Чуковского 22День земли Утренник посвященный 8 марта 1 апреля день птиц 2 апреля Международный день детской книги 7 апреля всемирный день здоровья 1 мая День весныи труда Май 9 мая День победы Июнь 12 июня День России 1 июня День защиты детей 22 июня День памяти и скорби \ Авгус т Июль 8 июля День семьи любви и верности 22 августа День государственного флага РФ 6 июня Пушкински й день в России 12 День физкультурника 31