Принят Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад №4»
Утверждаю:
Заведующий МАДОУ «Детский сад №4»
Приказ № 252/01-18 от «29» августа 2024г.
Протокол №1 от «29» августа 2024г.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
образовательной программы дошкольного образования
МАДОУ «Детский сад №4»
на 2024-2025 учебный год
1
1. Пояснительная записка
Учебный план является локальным нормативным актом, раскрывающий специфику образовательной деятельности (далее ОД) ДОУ,
устанавливающий перечень образовательных областей и объём учебного времени, отводимого на проведение образовательной
деятельности, при этом данное распределение не является жестко регламентированным и предусматривает возможность интеграции.
1.1 Нормативные основания формирования учебного плана
Учебный план составлен в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федеральным Законом от 29.12.2015 г. № 273-ФЗ "Об образовании в РФ";
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28);
- СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека», (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2)
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2014 г. № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования».
Образовательной программой дошкольного образования Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка» с изменениями на 01.09.2024г
1.2 Концептуальные основания, положенные в основу учебного плана
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы организации образовательной деятельности:
*
*
*
*
*
*
Принцип развивающего образования, в соответствии с которым главной целью дошкольного образования является развитие ребенка.
Построение образовательной деятельности происходит в зоне ближайшего развития ребенка.
В качестве главного условия развития детской личности Программой предусматривается социальная поддержка детской инициативы.
Для этого обеспечивается пространство детской реализации.
Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (разные виды детской деятельности)
Принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям
возрастной психологии и дошкольной педагогики)
Принцип интеграции пяти взаимодополняющих образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
2
Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.
*
1.3 Характеристика структуры учебного плана
Образовательная программа дошкольного образования реализуется в группах общеразвивающей направленности: разновозрастная группа
детей (2-4 года), средняя группа (4-5 года), подготовительная к школе группа (6-7 лет). Обязательная часть программы выстроена на основе
Примерной основной образовательной программы дошкольного образования с использованием УМК ООП От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2020. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, представлена программой «Ладушки», авторы: И.Каплунова, И. Новоскольцева (год издания – 2015) и парциальной программой «Формирование культуры
безопасности», автор-Тимофеева Л.Л.(год издания2018). Части являются взаимодополняющими. Объем обязательной части не менее 60% от
её общего объёма, части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
Учебный план строится с учетом пяти образовательных областей ФГОС ДО: познавательное, речевое, социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое и физическое развитие детей.
Содержание образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами
Программы и реализуется в различных видах деятельности, соответственно возрасту детей:
в
разновозрастной группе (2-4 года) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла
музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность.
в дошкольном возрасте (3-8 лет) - игровая деятельность (разные виды игр); коммуникативная деятельность; познавательноисследовательская деятельность; восприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой
труд (в помещении и на улице); конструирование из разного материала; изобразительная деятельность; музыкальная деятельность,
двигательная деятельность.
Педагогами реализуется учебный план в непосредственно образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов ежедневно, самостоятельной деятельности детей. Уделяется внимание индивидуальным особенностям и возможностям
каждого ребенка.
Объем учебной нагрузки в течение недели определен в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями:
для детей от 2 до 3 лет –10 минут,
для детей от 3 до 4 лет – 15 минут,
для детей от 4 до 5 лет – 20 минут,
3
для детей от 5 до 6 лет - 25 минут,
для детей от 6 до 7 лет – 30 минут.
Максимально допустимый объём образовательной нагрузки в первой половине дня:
- в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
- в подготовительной и старшей группах – 1,5 часа и 45 минут соответственно.
Непрерывная образовательная деятельность
Непрерывная образовательная деятельность для детей раннего возраста основана на организации таких видов деятельности как:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого,
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.),
- восприятие смысла музыки,
- восприятие смысла сказок, стихов, рассматривание картинок,
- двигательная активность.
Непрерывная образовательная деятельность для детей дошкольного возраста основана на организации таких видов деятельности как:
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В младшей группе
игровая деятельность является основой решения всех образовательных задач. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах - это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые
проблемные ситуации, игры- инсценировки, игры-этюды и пр.
Коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей и освоением всех
компонентов устной речи, освоение культуры общения и этикета, воспитание толерантности, подготовки к обучению грамоте (в старшем
дошкольном возрасте).
Восприятие художественной литературы и фольклора организуется как процесс слушания детьми произведений художественной и
познавательной литературы, направленный на развитие читательских интересов детей, способности восприятия литературного текста и общения по поводу прочитанного.
Музыкальная деятельность организуется в процессе музыкальных занятий, которые проводятся музыкальным руководителем в специально оборудованном помещении.
Двигательная деятельность организуется в процессе занятий физической активности.
Познавательно-исследовательская деятельность включает в себя широкое познание детьми объектов живой и неживой природы,
предметного и социального мира (мира взрослых и детей, деятельности людей, знакомство с семьей и взаимоотношениями людей, городом),
безопасного поведения, освоение средств и способов познания (моделирования, экспериментирования), сенсорное и математическое развитие детей.
Изобразительная деятельность детей представлена разными видами художественно-творческой (рисование, лепка, аппликация) деятельности и конструирования.
4
Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов
В режимных процессах, в свободной детской деятельности воспитатель создает по мере необходимости дополнительно развивающие
проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие детей применить имеющийся опыт, проявить инициативу, активность для
самостоятельного решения возникающей задачи.
Образовательная деятельность, осуществляемая в утренний отрезок времени и в вечернее время, включает:
- наблюдения - в уголке природы, за деятельностью взрослых (сервировка стола к завтраку);
- индивидуальные игры и игры с небольшими подгруппами детей (дидактические, развивающие, сюжетные, музыкальные, подвижные и пр.);
- создание практических, игровых, проблемных ситуаций и ситуаций общения, сотрудничества, гуманных проявлений, заботы о малышах в детском саду, проявлений эмоциональной отзывчивости ко взрослым и сверстникам;
- трудовые поручения (сервировка столов к завтраку, уход за комнатными растениями и пр.);
- беседы и разговоры с детьми по их интересам;
- рассматривание дидактических картинок, иллюстраций, просмотр видеоматериалов разнообразного содержания;
- индивидуальную работу с детьми в соответствии с задачами разных образовательных областей;
- двигательную деятельность детей, активность которой зависит от содержания организованной образовательной деятельности в первой половине дня;
- работу по воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков и культуры здоровья и др.
Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, включает:
- подвижные игры и упражнения, направленные на оптимизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей;
- наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе,
воспитание отношения к ней;
- экспериментирование с объектами неживой природы;
- сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом);
- элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада;
- свободное общение воспитателя с детьми.
5
Учебный план для детей дошкольного возраста в группах общеразвивающей направленности
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка».
2024 - 2025 год
Образовательные
Вид детской деяНепрерывная образоваВозрастные группы / кол-во мин. НОД в неделю
области
тельности
тельная деятельность
4й год жизни
5й год жизни
7й год жизни
Социальнокоммуникативное
развитие
Познавательное
развитие
Речевое развитие
Обязательная часть образовательной программы
Игровая,
Ознакомление с окружающим
1
коммуникативная,
миром*
познавательно-исследовательская
Познавательно-исслеМатематика
1
довательская,
игровая,
коммуникативная,
Конструирование*
1
конструирование из
различных материалов
Восприятие художеРазвитие речи,
1
ственной литературы
основы грамотности
и фольклора,
коммуникативная
Художественноэстетическое развитие
Конструирование,
изобразительная,
игровая
музыкальная
Физическое развитие
Двигательная,
игровая
1
1
1
2**
1
1
1
2**
Рисование *
1
1
2
Лепка *
Аппликация,
ручной труд
1
1
1
Физическая культура***
3
3
3***
6
Социально коммуникативное
развитие
Художественноэстетическое
развитие
Итого в обязательной части
9
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Коммуникативная,
Формирование культуры безИгровая,
опасности.
Игровая
музыкальная
Музыка
Итого в формируемой части
Максимальный объем образовательной нагрузки в непосредственно
образовательной деятельности детей.
9
-
1****
2
2
2
2
2
3
11/165
11/220
15/450
Примечания
* НОД осуществляется в процессе организации детской деятельности в Центрах активности
** Один раз в неделю НОД осуществляется в процессе организации детской деятельности в Центрах активности
*** Один раз в неделю НОД «Физическая культура» организуется на свежем воздухе в виде набора подвижных игр и упражнений.
**** НОД осуществляется 1 раз в две недели
7
Учебный план для детей раннего возраста (3-й год жизни)
Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка».
2024 - 2025год
Образовательные области
Вид детской деятельности
Непрерывная образовательная
Кол-во часов в неделю
деятельность
(минуты/кол-во периодов)
1
Социально-коммуникативное
Общение с взрослыми и совежедневно
развитие
местные игры со сверстниками
под руководством взрослого.
Познавательное развитие
Предметная деятельность игры Ознакомление с окружающим
1 (10 минут)
и с составными и динамичемиром
скими игрушками. экспериментирование с материалами и веществами.
Речевое развитие
Общение с взрослыми, воспри- Развитие речи, чтение художе2 (20 минут)
ятие художественной литераственной литературы
туры.
Художественно-эстетическое
Восприятие смысла музыки,
Рисование
1 (10 минут)
развитие
сказок, стихов, рассматривание
Лепка/Конструирование
1 (10 минут) 2
картинок, экспериментирование с материалами и веществами.
Физическое развитие
Итого в обязательной части
Двигательная активность
Физическая культура
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Восприятие смысла музыки
Музыка
Двигательная активность
Художественно-эстетическое
развитие
Итого в формируемой части
Максимальный объем образовательной нагрузки в непосредственно образовательной деятельности детей
3 (30 минут)
8 (100 минут)
2 (20 мин.)
2 (30 мин.)
10 (100 мин.)
Примечания 1.Данный вид детской деятельности организуется в совместной деятельности взрослого с детьми в режимных моментах ежедневно.
8
2. НОД чередуется: 1,3 нед.- лепка, 2,4 нед.- конструирование; 3. Самообслуживание и действия с бытовыми предметами – орудиями (в помещении и на улице) организуется ежедневно в ходе режимных моментов и самостоятельной деятельности детей. 4.Физическая культура и музыка организуются в спортивно-музыкальном зале после завершения адаптационного периода.
9