Введение
Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа
художественной направленности «Шкатулка радужных идей» (далее Программа) дает детям возможность созидательно работать с
разнообразными материалами, творчески проявлять себя при создании
различных поделок. Программа способствует приобщению воспитанников к
различным отраслям творческой деятельности, развитию художественного
восприятия, дает дошкольникам представления о свойствах и назначении
различных материалов, способствует закреплению полезных и интересных
увлечений, побуждает готовность трудиться и приобретать новые умения,
подготавливает детей к обучению в школе.
Уровень освоения программы: стартовый (ознакомительный).
Программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273ФЗ от 29.12.2012;
2. Приказом Министерства просвещения Российской Федерации «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеразвивающим программам» №196 от
09.11.2018;
3. Постановлением Правительства Российской Федерации «Правила оказания
платных образовательных услуг» № 706 от 15.09.2013;
4. Распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении
Концепции развития дополнительного образования детей» №1726-р от
04.09.2014;
5. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской
Федерации «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СП 2.4.3648-20» № 28 от 28.09.2020;
6. Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации
«Методические рекомендации по проектированию дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) №093242 от 18.11.2015;
7. Уставом МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №4 «Искорка».
2
Целевой раздел
Пояснительная записка
Программа имеет художественную направленность и нацелена на
обучение различным направлениям декоративно-прикладного искусства,
развитие полезных трудовых привычек и навыков. Она учитывает интересы и
индивидуальные особенности детей, способствует развитию художественной
культуры, стремлению ребенка к наиболее полному выявлению и развитию
личностных способностей через создание творческих работ и формированию
нестандартного, проектного мышления. Программа обладает практической
значимостью, поскольку на основе полученных умений и навыков
воспитанники разовьют способность к проектированию и моделированию
предметов и аксессуаров. Новизна Программы состоит в том, что в ходе
обучения дети не только расширят потенциал мелкой моторики, но и
разовьют изобретательские способности.
Программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста
(5-7 лет).
Количество учебных часов - 34 (1 час в неделю). Длительность
занятия – 30 мин. Занятия по данной программе состоят из теоретической и
практической частей, при этом практическая часть доминирует, теория - 6 ч,
практика - 28 ч. Длительность обучения – 1 учебный год.
Форма обучения – очная. Организационные формы работы на занятиях
определяются педагогом в соответствие с поставленными целями и задачами,
учетом первоначального уровня знаний и умений детей. На занятии могут
быть использованы формы работы: фронтальная, подгрупповая,
индивидуальная.
Цели и задачи Программы
Цель программы – формирование творческих способностей и
коммуникативных навыков воспитанников через ознакомление с различными
направлениями декоративно-прикладного искусства и освоение технологий
обработки различных материалов.
Образовательные задачи
1. Познакомить детей с направлениями декоративно-прикладного
искусства: декупаж, квиллинг, ошибана.
2. Учить рационально организовывать рабочее пространство.
3. Научить работать с разнообразным материалом.
Развивающие задачи
1. Развивать пространственное мышление.
3
2.
Развивать
проектное,
нестандартное
мышление
через
познавательную, поисковую, творческую деятельность.
3. Способствовать развитию самостоятельности и аккуратности.
4.
Развивать
проектное,
нестандартное
мышление
через
познавательную, поисковую, творческую деятельность.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать чувство самоуважения за выполненную работу,
бережное отношение к своему и чужому труду, умение доводить дело до
конца.
2. Побуждать воспитанников к творческой деятельности, содействовать
их созидательным порывам.
Программа строится на следующих принципах.
Принцип доступности заключается в необходимости соответствия
содержания, методов и форм обучения возрастным особенностям детей,
уровню их развития.
Принцип наглядности означает привлечение в образовательный
процесс различных наглядных средств с целью усвоения воспитанниками
знаний и формирования у них различных умений и навыков.
Принцип усложнения предполагает построение определенной
системы и последовательности процесса обучения в определенном порядке,
когда каждый новый учебный материал логически связывается с другими,
при этом постепенно усложняется, то есть переходит от известного к
неизвестному, от простого к сложному.
Значимые
для
разработки
и
реализации
Программы
характеристики
Дети 5-7 лет уже способны передавать образы окружающего мира в
изобразительной деятельности. Дети способны анализировать основные
детали предметов, определяют их форму на основе сходства со знакомыми
им
объемными
предметами.
Различные
поделки
становятся
пропорциональными и симметричными. Дети достаточно свободно и
правильно подбирают необходимый материал, стараются как можно точнее и
последовательнее выполнять работу. В этом возрасте дети могут
самостоятельно придумывать собственные целостные композиции по
предварительному замыслу.
В дошкольном возрасте овладение движениями с мелкими предметами
благотворно влияет на работу определенных областей головного мозга. По4
этому приобщение к декоративно-прикладному искусству имеет немаловажное значение для развития будущих первоклассников.
Планируемые результаты освоения программы
Предметные результаты:
- умение проектировать и создавать предметы из различных
материалов для дизайнерского оформления дома;
- умение декорировать изделия ведущими приемами и средствами
декоративно-прикладного искусства;
- умение организовывать экспозиции готовых изделий.
Метапредметные результаты:
- умение практично и экономно использовать материал;
- умение сохранять порядок во время самостоятельной работы;
- умение следовать правилам техники безопасности при работе.
Личностные результаты:
- развитие художественного восприятия
- развитие креативного мышления;
- развитие усидчивости детей;
- развитие самостоятельности в процессе создания работ;
- доведение работы до завершающего результата;
- развитие мелкой моторики.
Развивающее оценивание качества образовательной деятельности
по Программе
Программой предусмотрены следующие уровни системы оценки
качества:
- диагностика художественно-творческого развития ребенка,
используемая как профессиональный инструмент педагога с целью
получения обратной связи от собственных педагогических действий и
планирования дальнейшей работы с детьми по Программе;
- выставки детских работ внутри детского сада;
- участие в выставках различного уровня вне детского сада.
Диагностика художественно-творческого развития
Диагностика творческого роста ребенка включает: предъявление
ребенку художественной задачи для творческого развития; изучение
процесса рождения у ребенка художественного решения, а не конечного
результата.
5
Диагностика художественно-творческого развития ребенка происходит
в процессе наблюдения за деятельностью ребенка с целью выявления
наличия следующих показателей:
Высокий уровень:
Ребенок проявляет устойчивый интерес к декоративно-прикладному
искусству;
Увлеченно и самостоятельно занимается художественно-творческой
деятельностью;
Нашел свой стиль (индивидуальный почерк), получает эстетическое
удовольствие от освоения нового, достижения результата, оригинальности
замысла, открытия своих возможностей;
Замечает красоту и гармонию в окружающем мире (природном,
бытовом, социальном), пытается внести красоту и гармонию в окружающий
мир.
Средний уровень:
Ребенок проявляет интерес к декоративно-прикладному искусству;
Замечает красивое в окружающем мире;
Охотно включается в сотворчество с другими детьми и взрослыми, но
неохотно проявляет свою инициативу в выборе сюжетов, изобразительновыразительных средств;
Замысел и результат деятельности не всегда оригинальны.
Низкий уровень:
Ребенок занимается изобразительной деятельностью лишь при участии
и поддержке взрослого или сверстников;
Не проявляет интереса к освоению новых техник и изобразительновыразительных средств;
Не высказывает заметного интереса к искусству.
Итоги реализации Программы подводятся посредством организации
участия детей в выставках.
Выставки детских работ внутри детского сада
Два раза в год организуются выставки детских творческих работ
внутри детского сада.
Участие в выставках различного уровня
Детям, проявляющим устойчивый интерес к декоративно-прикладному
искусству, предлагается участие в городских, областных и всероссийских выставках.
6
Содержательный раздел.
Содержание образовательной деятельности, описание вариативных
форм, способов, методов и средств по реализации Программы. Учебнотематическое планирование.
Основными направлениями Программы являются:
Ошибана – искусство создания картин из высушенных растений.
Прессованная флористика – очень увлекательное и полезное занятие.
Составление картин из засушенных растительных материалов помогает
достичь душевного равновесия, обрести уверенность в себе, научиться
постигать гармонию и мудрость Природы.
Квиллинг – альтернативные названия этого направления декоративноприкладного искусства – бумагокручение и бумажная филигрань. Первыми
создателями украшений в этой технике были монахи. Именно они делали
очень красивые медальоны, закручивая позолоченную бумагу на кончиках
птичьих перьев.
Декупаж – техника декорирования различных предметов, основанная
на присоединении рисунка, картины или орнамента (обычно вырезанного) к
предмету и дальнейшем покрытии полученной композиции лаком для сохранности, долговечности и особенности визуального эффекта.
Структура занятия
1. Вводная часть
Первые 2 минуты занятия отводятся на создание проблемной ситуации,
стимулирующей активность детей к поиску ее решения, обустройство
рабочего места воспитанников.
2. Основная часть
Теоретический этап занятия составляет 5 минут и состоит из описания
исторических сведений по планируемой теме занятия; изложения
практического задания; пояснения новых, малоизвестных детям терминов;
демонстрация ключевых и последовательных приемов воплощения
прикладной деятельности; изложение правил безопасного поведения во
время работы.
Практический этап занимает 20 минут и включает воплощение на
практике изученного материала и укрепление раннего мастерства, умений и
навыков; динамическую паузу.
3. Заключительная часть занимает 3 минуты и охватывает раскрытие
итоговой работы каждого ребенка; выявление потребности в следующей
деятельности.
7
Учебный (тематический) план
Учебно-тематическое планирование
Время
Тема
Цель
Всего
Теор
ия
Прак
тика
Модуль «Ошибана» 2ч теория, 10 ч практика
2-я неделя сентября
Дать детям представление
30
30
Занятие1
об истории зарождения и
«История
развития техники
возникновения техники «ошибана»
«ошибана»
3-я неделя сентября
Способствовать
30
30
Занятие2
формированию у детей
«Правила заготовки
представлений о
материалов и их
материалах, используемых
хранение»
в технике «ошибана»
4-я неделя сентября
Формировать умение
30
30
Занятие 3
детей создавать фигурки
«Веселые человечки»
человечков из материалов,
используемых в технике
«ошибана»
1-я неделя октября
Познакомить детей с
30
30
Занятие 4
вариантами создания
«Танец бабочек»
образа бабочки при
помощи растительного
материала.
2-я неделя октября
Продолжать формировать
30
30
Занятие 5
представления детей о
«Птица счастья»
строении птиц.
(набросок)
3-я неделя октября
Научить по образцу и
30
30
Занятие 6
самостоятельно создавать
«Птица счастья»
образ птицы из
(доработка)
растительного материала.
4-я неделя октября
Учить детей делать
30
30
Занятие 7
набросок вазы с цветами
«Ваза с цветами»
простым карандашом.
(набросок)
5-я неделя октября
Учить детей изображать
30
30
Занятие 8
вазу с цветами, используя
«Ваза с цветами»
растительный материал.
(доработка)
1-я неделя ноября
Учить детей выполнять
30
30
Занятие 9
аппликацию в технике
«Березка»
«ошибана» по заданной
теме.
8
Формы аттистации
и контроля
Беседа-обсуждение
Беседа-обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
2-я неделя ноября
Занятие 10
«Поздравительная
открытка»
3-я неделя ноября
Занятие 11
«Цветочные фантазии»
(набросок)
4-я неделя ноября
Занятие 12
«Цветочные фантазии»
(доработка)
Открытое занятие с
участие родителей
1-я неделя декабря
Занятие 13
«История
возникновения квиллинга»
2-я неделя декабря
Занятие 14
«Материалы,
используемые в
квиллинге»
3-я неделя декабря
Занятие 15
«Изготовление
основных элементов
квиллинга»
2-я неделя января
Занятие 16
«Изготовление
основных элементов
квиллинга для снежинок»
3-я неделя января
Занятие 17
Учить детей
изготавливать
поздравительную
открытку в технике
«ошибана», проявляя
творческий подход при
выборе цветового
колорита и композиции.
Учить детей составлять
цветочные композиции на
предметах различной
формы, используя технику
«ошибана».
Продолжать учить детей
выполнять аппликацию в
технике «ошибана» по
заданной теме.
Продолжать формировать
умение соблюдать
последовательность в
работе при создании
запланированного образа.
30
-
30
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
30
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Выставка детского творчества
Модуль «Квиллинг» 2ч. теория, 11ч. Практика
Познакомить детей с
30
историей возникновения
квиллинга.
Беседа-обсуждение
Способствовать
формированию у детей
представлений о
квиллинге.
30
-
-
Беседа-обсуждение
Учить детей
изготавливать основные
элементы квиллинга.
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Формировать умение
составлять композиции из
элементов квиллинга.
30
-
30
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Обучить детей
простейшим приемам со-
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
9
«Снежинки»
Открытое занятие
здания поделок в технике
квиллинга.
4-я неделя января
Занятие 18
«Изготовление
основных элементов
для поделки «Елочка»
1-я неделя февраля
Занятие 19
«Елочка»
Формировать у детей
умение передавать образ
елки, ее характерные
особенности, используя
элементы квиллинга.
Продолжать формировать
у детей умение передавать
образ елки, ее
характерные особенности,
используя элементы
квиллинга.
Формировать у детей
умение передавать образ
зимы, используя элементы
квиллинга.
30
-
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Учить детей составлять
композицию из элементов
квиллинга в круге,
используя холодную
цветовую гамму.
Формировать умение
детей изготавливать
поздравительные
открытки, используя элементы квиллинга.
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
30
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Продолжать формировать
умение детей изготавливать
поздравительные
открытки, используя
элементы квиллинга.
Учить изготавливать
элементы квиллинга для
поделки «Солнышко».
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
30
-
30
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Формировать умение
изготавливать солнышко
из элементов квиллинга,
передавая его форму.
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
2-я неделя февраля
Занятие 20
«Изготовление
основных элементов
квиллинга для создания
зимней композиции»
3-я неделя февраля
Занятие 21
«Зимняя композиция»
4-я неделя февраля
Занятие 22
«Изготовление
основных элементов
квиллинга для открытки»
1-я неделя марта
Занятие 23
«Поздравительная
открытка»
2-я неделя марта
Занятие 24
«Изготовление
основных элементов
для поделки «Солнышко»
3-я неделя марта
Занятие 25
«Солнышко»
Открытое занятие с
участием родителей
наблюдение,
обсуждение
Выставка детского творчества
10
4-я неделя марта
Занятие 26
«История
возникновения декупажа»
1-я неделя апреля
Занятие 27
«Материалы и
декоративные эффекты,
используемые в декупаже»
2-я неделя апреля
Занятие 28
«Основные приемы
декупажа»
3-я неделя апреля
Занятие 29
«Декупаж тарелочек»
4-я неделя апреля
Занятие 30
«Декупаж пластиковых
стаканчиков»
5-я неделя апреля
Занятие 31
«Декупаж свечей»
Открытое занятие с
участием родителей
1-я неделя мая
Занятие 32
«Изготовление
шкатулки»
2-я неделя мая
Занятие 33
«Оформление
шкатулки в технике
«декупаж»
3-я неделя мая
Занятие 34
«Праздник юных
волшебников»
Диагностика
Модуль «Декупаж» 2 ч. теория, 7ч. практика
Познакомить детей с
30
30
направлением декоративно – прикладного
искусства - декупажем.
Беседа-обсуждение
Вызвать у детей
эмоциональный отклик и
интерес к декупажу.
30
30
-
Беседа-обсуждение
Осваивать основные
приемы декупажа.
30
-
30
Осваивать основные
приемы декупажа при
декорировании предметов
круглой формы.
Формировать навыки и
умения воспитанников
при работе в технике
декупажа.
Учить детей
декорированию предметов
прямоугольной формы в
технике декупажа.
30
-
30
30
-
30
30
-
30
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Познакомить детей с
техникой выполнения
коробочки из картона.
30
-
30
Закрепить приемы
декорирования предметов
в технике «декупаж».
30
-
30
Способствовать
осмыслению детьми полученных навыков.
30
-
Выставка детского творчества
11
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Анализ готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Просмотр готовых
моделей,
наблюдение,
обсуждение
Содержание работы с детьми
Направления
декоративноТеоретическая часть
прикладного
искусства
Ошибана
История возникновения
техники ошибана.
Общие сведения об используемых материалах и
инструментах.
Освоение правил заготовки
материалов и их хранения для
создания изделий в технике
«ошибана».
Квиллинг
История возникновения
техники квиллинга.
Общие сведения об используемых материалах и
инструментах.
Знакомство с техникой выполнения основных элементовквиллинга и их
названиями.
Правила техники безопасности
и организации рабочего места.
Декупаж
История возникновения
техники «декупаж».
Общие сведения об используемых материалах и
инструментах.
Декоративные эффекты
техники: потертость, кракелюр, патинирование, оттенение, тонирование, поталь.
Использование в повседневной
жизни предметов,
декорированных в технике
декупажа.
Основные приемы техники
декупажа.
Правила техники безопасности
и организации рабочего места.
12
Практическая часть
Заготовка
растительного
материала.
Изготовление поделок
в технике «ошибана».
Изготовление
основных элементов
квиллинга.
Составление
композиций из
элементов квиллинга.
Изготовление
плоскостных и
объемных поделок в
технике квиллинга.
Декорирование
предметов разной
формы в технике
«декупаж»
Взаимодействие взрослых с детьми.
Процесс приобретения общих культурных умений во всей его полноте
возможен только в том случае, если взрослый выступает в этом процессе в
роли партнера, а не руководителя, поддерживая и развивая мотивацию
ребенка. Основной функциональной характеристикой партнерских
отношений является равноправное относительно ребенка включение
взрослого в процесс деятельности. Взрослый участвует в реализации
поставленной цели наравне с детьми, как более опытный и компетентный
партнер.
–
–
–
–
Педагог при организации различных видов детской деятельности:
организует различные модели сотрудничества детей;
организует работу в парах, в микро-группах;
использует разные способы объединения детей в пары и группы;
демонстрирует реплики делового общения.
Модели сотрудничества:
Совместно - индивидуальная: после принятия общей цели в паре или
микро-группе каждый ребенок индивидуально выполняет свою работу,
которая на завершающем этапе становиться частью общей итоговой работы.
Совместно - последовательная: предполагает не только принятие
общей цели, но и последовательное выполнение действий её участниками:
результат – действия одного участника становятся предметом деятельности
другого («производственный конвейер»).
Совместно-взаимодействующая:
предполагает
наличие
опыта
совместной работы и одновременно отрывает новые возможности в освоении
умений планировать, координировать и оценивать как промежуточный, так и
итоговый результат.
Формы аттестации и оценочные материалы
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: игра,
беседа, индивидуальные задания на карточках, опрос, наблюдение,
самостоятельное выполнение заданий. Формы предъявления и демонстрации
образовательных результатов: диагностическая карта, контрольная работа,
открытое занятие.
Оценочные материалы: Для отслеживания результативности
образовательной деятельности по программе проводятся входной и итоговый
контроль по критериям в диагностических листах (Приложение 1)
13
Оценочная система:
-высокий уровень – 70-100%
-средний уровень – 50-70%
-низкий уровень – до 50%
Количество занятий
неделя
месяц
Год
1
4
34
Календарный учебный график
Начало образовательного периода
Праздничные дни
10.10.
04.11.
23.02.
08.03.
01.05.
09.05-10.05.
с 28.12. по 10.01.
23.05.
Каникулы
Окончание образовательного периода
Продолжительность
образовательного периода
за исключением каникул
34 недели
Расписание образовательной деятельности по программе
День недели
понедельник
вторник
среда
четверг
Пятница
17.30 - 18.00
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников
Целью взаимодействия с родителями воспитанников по Программе
является повышение педагогической грамотности родителей в процессе
формирования творческих и коммуникативных возможностей воспитанников
через ознакомление их с различными направлениями декоративноприкладного искусства.
14
Кадровые условия
Реализацию Программы обеспечивает педагог, прошедший профессиональную переподготовку и имеющий право вести педагогическую деятельность по разработке и реализации программ дополнительного образования
детей и взрослых. Педагог повышает уровень квалификации в соответствие с
требованиями законодательства.
Материально-техническое обеспечение Программы
Технические средства обучения:
- интерактивная доска
- ноутбук
- проектор
Поделочные материалы:
Для работы в технике «ошибана»: белый (1 уп.) и цветной картон (1
уп.), клей ПВА (5 шт.), простые карандаши (10шт.), кисточки (10 шт.), белая
бумага формата А4 (50 листов), акварельные краски (5шт.), растительный
материал.
Для заготовки бросового материала: емкости для хранения бросового
материала (20 шт. средних и 20 шт. маленьких пласт. контейнеров), 1 уп.
бумажные полотенца (1 шт.), ватные диски (1 упаковка).
Для работы в технике «квиллинг»: палочки для накручивания (10шт.),
ножницы (10 шт.), клей ПВА (5 шт.), кисточки (10 шт.), белый (1 уп.) и
цветной картон (1 уп.), цветная офисная бумага (1 уп.).
Для работы в технике «декупаж»: бумажные салфетки с различным
принтом (10 шт.), ножницы (10 шт.), кисти (10шт.), белый и цветной картон,
простые карандаши (10 шт.), линейки (10 шт.), пластиковые тарелочки (10
шт.) и стаканчики (10 шт.), акриловый лак (1 банка), белая акриловая краска
(1 банка).
Дидактическое обеспечение
Презентации
Волшебный мир декупажа
Декоративные эффекты декупажа
История возникновения квиллинга
Волшебный танец цветов – «ошибана»
История птицы Счастья
Ботанический сад
Схемы
15
Варианты размещения узоров на предметах круглой формы
Варианты размещения узоров на предметах квадратной формы
Варианты размещения узоров на предметах прямоугольной формы
Правила безопасности при работе с ножницами
Изображения цветов, составленных из элементов квиллинга
Изготовление елочек из элементов квиллинга
Новые элементы квиллинга
Составление композиций на открытке прямоугольной формы
Схема рисования вазы с цветами
Поэтапное рисование фигуры человека анфас
16
Список литературы для педагога
1. Зайцева А.А. Модный декупаж.- М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2012
2. Костина О.В. Программа дополнительного образования по
художественному творчеству «Шкатулка радужных идей» - СПб: «ДетствоПресс», 2019
3. Мартин Энн Креативный квиллинг. Открытки, украшения, подарки. –
М.: Издательская группа «Контэнт», 2014
Список литературы для родителей
1. Малик О.А. Занятия по аппликации: развиваем самостоятельность
дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009
2. Новикова И.В. Аппликация из природных материалов в детском саду. –
Ярославль: Академия развития, 2008
3. РумянцеваЕ. А. Аппликация, Простые поделки.- 2- е. изд.- М.: Айриспресс, 2008
17
18